Самое главное отличие этих традиций в том, что христианство утверждает веру в абсолютное начало человека — душу, как произведение абсолютного начала всего мира — Бога-творца. А буддизм утверждает веру в безначальный и бесконечный ум и постоянно изменяющийся мир (
анитья). В буддизме при описании сансары не может использоваться понятие чего-либо абсолютного. В сансаре ум постоянно изменяется и связывает себя с какими-то частями мира. В нирване ум не изменяется. В такой модели
нет места для бога-создателя. Божества в некоторых буддийских школах — это существа, отличающиеся от человека тем, что их ум воплотился в другой форме, в другом уровне мира. Божества, (если они ещё не реализовались как будды) так же как люди и животные, способны испытывать неудовлетворенности, страдания. У них свой путь раскрытия свободного ума.
Буддийское учение направляет внимание на решение проблем с помощью работы со своим умом. Будийские ритуалы направлены на дисциплинирование ума. Когда буддисты совершают какие-то поклонения, они не ждут какого-то магического ответа, а ждут положительного изменения своего ума, очищения от лишних привязанностей, которое в будущем реализуется в разрешение проблем. Что касается бога-творца и души, то в буддийской традиции есть такие понятия отсутствия личной самости:
анатман и
анатмавада. То есть, в буддизме есть три признака существования: отсутствие самости, отсутствие постоянства и неудовлетворенность. Пока любое сознание находится в движении, пока оно испытывает неудовольствия от движения, от иллюзорного восприятия каких-то явлений как своих — это сознание существует в сансаре. Когда сознание раскрывает природу своего движения, когда воспринимает реальность без искажений, когда оно больше не двигается, не изменяется, не испытывает неудовольствий от привязанностей и иллюзий — такое сознание пребывает в нирване.
Христианство свойственно людям, нуждающимся в родительском покровительстве, в вере в высший разум, готовым почувствовать себя рабом высшего существа, его сыном или дочерью, его инструментом положительного преобразования мира. Христиане опираются на веру в божественные чудеса. Христиане верят во внешние наказания и поощрения. Цель христианина пройти свой путь в соответствии с указаниями бога и соединиться с ним.
Буддизм свойственен людям, верящим в свободу своего ума, привыкшим рассчитывать только на свои силы и отвечать за свои поступки перед собой. Буддисты ценят знания, подтверждаемые чувственным и рациональным опытом. Для буддиста нет ничего важнее, чем свобода ума. Буддисты не воспринимают себя как неподвижную личность. Буддисты воспринимают весь мир как процессы. Цель буддиста — раскрыть природу свободного ума, освободиться от проблем и помочь с этим другим, узнать реальность такой, какая она есть без иллюзий.
Религиозный опыт каждого человека уникален. Каждый человек воспринимает мир по-своему. Существующие учения могут быть в чём-то ближе или дальше. Но каждый человек верит во что-то своё. Если человек сам себе не сможет помочь стать счастливым, то никто не сможет помочь. Религиозные, нерелигиозные учения — это всего лишь пути, по которым может быть легче или труднее двигаться к счастью.