Против той, которую "не знает". Но на этот случай имеются разнообразные общие и неспецифические механизмы защиты.
В целом идея такая: если в организм (для простоты - в кровяное русло) попадает клетка, вирус или просто молекула белка, которая отличается от производимых организмом, ее опознают и съедают макрофаги - специальные хищные клеточки, у которых в этом заключается главный смысл жизни. Они выставляют специальные маркеры (характерные фрагменты молекул), глядя на которые, В-лимфоциты начинают синтезировать антитела. Это занимает около двух недель. Тем временем, если все хорошо, посторонняя дрянь пожирается макрофагами, разрушается и выводится из организма. Находятся, правда, такие сволочи, которые ухитряются заражать самих макрофагов. И это худо, потому что достать их оттуда чрезвычайно сложно.
Но в случае вторичного (по прошествии двух недель) попадания в организм того же мусора В-лимфоциты уже реагируют сразу, выбрасывая антитела, которые связывают антиген-раздражитель и способствуют его уничтожению. К процессу теперь подключаются и Т-лимфоциты, которые с прошлого раза "научились" узнавать и убивать бяку.
Вот примерно так. Бессилен иммунитет против двух коварных штук - тех, кто, как я уже написал, может с комфортом устроиться в макрофагах и тех, кто повреждает сами иммунные механизмы.
Тем не менее, что любопытно, многие возбудители болезней видоспецифичны. Например, опасный для многих видов животных вирус псевдобешенства (болезни Ауески, не путайте с настоящим бешенством - это разные вирусы!) человека "не берет". И даже вирус чумы (который тоже не стоит путать с чумой, косившей человечество в средние века) у плотоядных - свой, у свиней их целых два, и так далее. Но они почти не пересекаются.
А что-то типа глистов? Интересно было бы узнать примеры, ну кроме СПИДА
Надо человеку завести в своем арсенале каких-то скарабеев, чтобы они нападали на более крупных вредителей