В широких кругах принято считать, что качественная история должна ознаменоваться такой вещью как арка протагониста, состоящая из внутреннего конфликта, развития по ходу истории, вынесенного урока и как следствие - изменения героя к концу истории. Однако подобные вещи не часто встречаются в детективных историях. Тот же Шерлок Холмс очень редко испытывал душевные терзания и, как правило, никоим образом не менялся от книги к книге. Но это не помешало ни персонажу, ни историям про него, ни советским фильмам получить статус классики и до сих пор Холмс является одним из самых экранизируемых героев. Так в чем причина? Неужели все учения о сторителлинге не важны? Или же игнорирование мономифа это превелегия детективов, хорроров и артхауса? Ваше мнение
Видите ли, жанр детектива - жанр совершенно особый. И он до сих пор достаточно мало изменений претерпел. Холмс, Пуаро или Каменская - не столь важно, - нет они не могут изменяться.
У них несколько другая функция. Холмс - поклонник того мира, в котором он живет. А этот мир - мир викторианской Англии. Ему в нем хорошо - чопорность, отстраненность, культ интеллекта и профессионализма, - то, что ему нужно. Он, собственно, преступников ловит только потому, что он культ профессионализма посвящает сохранению вокруг себя аромата своего времени. Холмс видит недостатки, - и исправляет их. Но делает это только для того, чтобы вернуться в свое кресло и курить трубку около камина.
История с Иреной Адлер была дана только для того, чтобы дать читателю понять - нет, Холмс не дрогнет, он не изменится, он останется манекеном, музейным экспонатом, символом эпохи.
Прогресс и жизнь в этот закрытый наглухо замок проникают только через второстепенных героев. Если Вы присмотритесь, то в "Пестрой Ленте", конечно же, есть тема прав женщины. В некоторых рассказах Холмс погружается в мир настоящей викторианской Англии - мир притонов, которые открыты прямо рядом с дворцами, несовершеннолетник проституток, половых извращений и пр. Но это в тексте надо искать, к этому надо присмотреться.
И оно там есть.
Одним из лучших доказательств драматизма, дрожащего нерва этих рассказов является желание их перечитывать. Детектив ведь не нужно перечитывать, он заканчивается с арестом убийцы. Но это не просто детектив - это высокая литература.
И конечно же, на этом фоне особняком стоят "Этюд в багровых тонах", в котором дается ужасная история американского быта (которая вполне могла бы произойти и в Англии, кстати), и "Собака..." - прекрасный роман о падении английского дворянства.
Мой телеграм о литературе: https://t.me/smertavtora