Добавлю-ка я еще одну понятную аналогию.
Квартира-хрущёвка, в ней старенькая бабушка в кресле-качалке, вечереет...
Бабушка хотела бы включить свет, но не может (или не хочет) вставать и идти до выключателя. Она кличет внука Вовочку: «Вовочка, включи мне тут свет, пожалуйста!». Прибегает детина-внучек, и щёлкает выключателем.
У Вовочки есть уши, мозги, мышцы, руки, и выключатель под рукой. Совокупность всего этого и есть реле. Бабушка подаёт слабый сигнал на вход реле. Реле преобразует его в механическое движение ручищ и щёлкает выключателем. Вот и весь принцип.
Настоящее электрическое реле состоит из электромагнита или соленоида, механического рычажка и группы контактов. Пока на вход реле подают небольшой ток электромагнит приводит в действие механизм переключения.
По аналогии с трансформатором, который как известно из анекдота, работает: "у-у-у-у", - реле издаёт резкие сухие щелчки. Если ехать в трамвае или троллейбусе сидя поближе к кабине, можно слышать работу реле. Водитель или вагоновожатый педалью включает реле, а реле щелчком включает моторы и сервоприводы.
Очень простым - примерно так: есть выключатели, которые вы включаете/выключаете руками. А в реле это делает за вас электромагнит... Т.е. малым током вы управляете большим током.