Ошибка большиснтва европейцев в том ,что они пытаются понять буддизм либо с позиции рационализма, либо в призме христианства, и выводить аналогии. В то время как буддизм, в своем первозданном виде, не отвечает ни тому ни другому требованию.
Если ответить точно на ваш вопрос, то Будда учил любви, и любовь входит в так называемые четыре безмерных качества, которые являются основной благочестивой жизни и правильного отношения к людям, а так же очищающими ум от загрязнений факторами.
Эти 4-е безмерных называются брахма-вихары состоят из майтри (любви), каруна (сострадания), мудита (сорадование), упекша - (равностность, которую еще иногда переводят как беспристрастность или бесстрастие).
Брахма-вихары, что понятно из названия - это качества дэвов, божеств типа Брахмы, Вишну, Кришны, Шивы, которые обладают абсолютным состраданием к смертным и непоколебимостью. При сильном желании и усердии эти кач-ва можно развить и человеку. Понятия бог, в строго средиземноморском, европейском, западном смысле во время Будды вообще не существовало, и сам Будда любые учения, где постулируется о некоем высшем существе, которому необходимо служить, отзывался в целом положительно, указывая лишь на то, что все чистые обители, все миры любви, где радуются боги и служащие им существа, подвержены циклам разрушения и радость там не бесконечна, за всем этим следует возвращение в низшие перерождения. И существование самого Брахмы тоже не бесконечно, он сам тоже подвержен циклам перерождений, его существование примерно равно одной махакальпе, после чего когда он умирает, мир разрушается, а когда он перерождается, мир возникает заново. Возможно существовало что-то вроде учения о Ишваре, едином высшем боге, но при более детальном рассмотрении, он отнюдь не тождественен авраамическому. Отношение к нему такое же как ко всем остальным богам. В буддизме, в джатаках иногда упоминается Траястримша, собрание 33-ех богов,куда поднимался Будда, чтобы учить высшему учению Абидхармы, и иногда эти боги сами спускались на собрания к смертным, где учил сам Будда. Небеса любви - в этом плане рассматриваются как нечто сансарическое, и сама любовь (майтри), как тоже нечто сансарическое, так как во многих сутрах Будда говорит, что срединный путь заключается в способности избегать как Сукхи (радости, удовлетворения) так и Дуккхи (Страдания, неудовлетворения). Это путь Нирваны.
Будда призывал с осторожностью относиться к любви как страсти к женщине, не только физическому чувству соединению тела, но и психологическому чувству привязанности. Точно его высказывание на эту тему звучит так:
Будда сказал: люди, лелеющие любовные желания, не видят Пути; подобно чистой воде замутнённой движением руки. Большинство людей не имеют понятия, что всё это –только тень. Люди сходятся в любви, сознание возбуждается и замутняется – поэтому и не видят Пути. Вы и другие монахи, отбросившие любовные желания, истощившие их нечистоту –способны видеть Путь.
Любовь в понимании буддизма - это альтруистическое желание помогать избавлять от заблуждений и страданий всех существ, а не страсть выраженная только к одной женщине.
Буддийское понятие веры, - это Шраддха (Śrāddha санскрит), она входит в одну из десяти великих парамит, совершенств, но точное значение этого понятия отличается от христианского, и в то же время индуисткого, т. к. вера направленная на служение некой высшей силе, вроде индуистских божеств, рассматривается как не особо полезная, как усилия направленные не в то русло. Вера в понимании буддизма - это вера в Три Драгоценности - Будда, Сангха, Дхарма. Да и вообще понятие Шраддха отнюдь не тожественно понятию "вера" в европейской культуре, это касается и всех остальных терминов, которые на санскрите отличаются, а Санскрит еще и сформировался позже, Будда учил не санскрите, а на языке Пали, а некоторые буддологи говорят, что даже не на Пали, а на некоем другом диалекте, который ныне утрачен.
и все же не хочу быть мелким или коротеньким) я то ближе к средним, оно меня и устравиает, быть большим тоже тяжко.