Расул Гамзатов, Муса Джалиль, Юрий Воронов.
Из творчества последнего
В ШКОЛЕ
Девчонка руки протянула
И головой — на край стола…
Сначала думали — уснула,
А оказалось — умерла.
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья — после похорон.
СОТЫЙ ДЕНЬ
Вместо супа -
Бурда из столярного клея,
вместо чая -
Заварка сосновой хвои.
Это б все ничего,
Только руки немеют,
Только ноги
Становятся вдруг не твои.
Только сердце
Внезапно сожмется, как ежик,
И глухие удары пойдут невпопад.. .
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай!
Ведь на наших сердцах -
Ленинград.
Бейся, сердце!
Стучи несмотря на усталость,
Слышишь город клянется, что враг не пройдет!
...Сотый день догорал.
Как потом оказалось,
Впереди
Оставалось еще восемьсот.
Ольга Бергольтц 'Сестре'.
Очень проникновенное произведение. 'Реквием' Ахматовой ещё не кажется мне заезженным (хотя в школах его изучают мельком).
поищите в стихах Ярослава Смелякова. к нему в принципе достаточно редко обращаются, а есть очень интересные. например, стихотворение "1 января 1941", оно о войне с Финляндией, но когда читаешь, создаётся ощущение, что он пророк.