Катастрофой для школьного образования является ОГЭ и ЕГЭ.
Те кто это сделал, нанесли огромный вред образованию - вместо того, чтобы учить детей думать, образование из за этого свелось к натаскиванию их на определенные ответы. Когда такие дети попадают в вуз, то им гораздо труднее адаптироваться к вузовской системе обучения, нежели тем, кто не был изуродован натасиванием на сдачу тестов.
Переход к сисеме бакалавриат-магистратура проводили не компетентные люди, по-видимому, абсолютно не знакомые с английской и американской системами высшегго образования. Это выразилось в том, что в систему оценки вузов был введен критерии, отражающие уровень научной работы в вузе. Причем введен абсолютно бездумно. Дело в том, что в ведущих вузах США, Англии, Австралии и др. стран с такой системой образования при вузах существуют научные подразделенияэ Этои вполне самостоятельные научные центры, ведущие научные работеники которых занимаются практически только научной работой, и только раз-два в семестр/триместр читают лекции о своих научных достижениях. Именно по работе таких центров ведущие мировые рейтинговые агенства и учитывают уровень научной работы вуза. В таких вузах преподаватели, как правило, не ведут научных исследований - у них просто нет на это времени. Наши же горе-реформаторы, то ли этого вообще не знали, то-ли просто не поняли и влепили в оценку вуза научные достижения преподавателей. В результате, каждый препод должен хочешь-не хочешь как то выкручиваться, но выдумывать какие то "научные достижения" и "научные статьи", причем в ВАК'овских журналах. Такой подход - чистой воды профанация - ну некогда преподавателю с нагрузкой 18-24 часа в неделю заниматься научными исследованиями. Ему бы просто успеть подготовиться к лекциям и семинарам, да проверить контрольные. В результате - в большинстве случаев чистое очковтирательство . Все это знают, но эта дурь продолжается.
Не могу оставить в стороне еще одно "достижение" чиновников от образования. Несколько лет назад при сохранении объемов образовательных программ учебных дисциплин время, отводимое на их изучение было сокращено примерно вдвое. Об этом мне говорили многие знакомые рядовые преподаватели и заведующие кафедрами. Причем не только по естестенным, но и по гуманитарным дисциплинам. Эту профанацию высшего образования необходимо пресечь, а чиновников, приложивших руку к этому безобразию нарастояние выстрела не подпусать к образованию. Доходило до анекдота. Тут как-то прочитал в сети, что в ГУ ВШЭ умудрились нескоько лет назад за 1,5 семестра заставить студентов освоить матанализ, в который включили дифференциальное исчисление функций одной и многих переменных, да еще в придачу обыновенные дифференциальные уравнения. Да еще ввели учебную дисциплину (1 семестр), в которую запихнули аналитическую геометрию, линейную алгебру и матлогику. И все это первокурсникам - жертвам ЕГЭ. В общем, преодаватели делали вид, что студенты могут все это освоить, а студентам, чтобы не полуить неуды - нанимать репетиторов. Но, думается, даже с репетиторам далеко не все могут за указанное время освоить приведенный материал.
Вот такую практику необходимо немедленно пресекать. Это не реформа, это - деградация отечественного высшего образования.
Ну а в целом, по моему мнению, двуступенчатая система образования имеет право на жизнь. Ведь в соответствии с различием компетенций, на уровне которых должны владеть предметом бакалавры и магистры, вполне можно распределять требующую высшего оразования работу. Либо простыми исполнителями - бакалавры, либо сотрудниками, от которых в работе требуется творческий, исследовательский подход.