Любая сложная система (будь то кинематограф, литература или искусство в целом) нуждается в классификации, потому что в неструктурированном виде пользоваться информацией намного сложнее. Систематизация происходит с трёх сторон: изнутри (создатели, творцы), снизу (зрители, читатели, слушатели) и сверху (критики).
Основные критерии систематизации текстовых сюжетов (литература, театр, кинематограф) - это эмоциональная окраска (весело/грустно) и степень достоверности (соответствия реальному миру).
В настоящее время существует множество сюжетов, в разной выходящих за рамки реальности. Это сказки, мифология, научная фантастика, фэнтэзи, альтернативные миры, утопии и антиутопии, включая их комбинации. Чтобы разобраться в этом пространстве приходится прибегать к условным обозначениям (понятиям), которые фиксируют принципиальные различия.
Если говорить конкретно о направлениях, указанных автором вопроса, то они отличаются по степени достоверности: