Так происходит потому, что достигая чего-либо, человек вкладывает свою энергию в цель. Вкладывает в виде усилий, раздумий, решений, эмоций, сосредоточения на цели. И чем больше энергии он вкладывает, тем сложнее ему отказаться (или забыть) свою цель. На том основании, что "объем" энергии каждого человека достаточно ограничен в каждый момент времени, а желаний или целей может быть несколько, и даже небольшая утечка ощутима. Достигая чего-либо долго и упорно, человек отдает этому свою жизненную силу, снимая ее с других областей жизни.
По достижении цели эти затраты должны окупиться, причем желательно в большем объеме, нежели затраченные силы. На это и расчет! И поэтому также возникает ощущение ценности того, чего добивался.
Это базовый экономический принцип. Товар/услуга тем дороже, чем реже он/она встречается. Распространённость же товара зависит от сложности его производства.