Первая часть вашего вопроса: точное исполнение нотного текста, вы наверное имели в ввиду то течение в исполнительстве, которое именуется условно "историзмом". Оно активно развивается приблизительно с середины XX века и связано с возрождением музыки эпохи барокко и ренессанса. Именно тогда начала реконструировать старинные инструменты, создавать барочные оркестры и автентические постановки. У истоков этого процесса стоят антиромантические тенденции, стремление к расширению оперного репертуара и ухода от романтических клише опер Верди, Пуччини, большой французской/русской оперы, и т.д.
Вторая часть вопроса, "трапеции с голыми боярами" то есть современные постановки классических сюжетов: это вполне осознанная постмодерная тенденция перепрочтения классических текстов, которая так популярна и в литературе (начиная с рассказа "Пьер Менар, автор Дон-Кихота" Борхеса), и в театре, и в кино, и везде. В опере это все приобретает специфический оттенок, поскольку все режиссерские изыски соседствуют с консервативным и закрытым музыкальным текстом. С этой задачей многие режиссеры не справляются, в результате мы получаем эстетически сомнительный продукт, даже если к постановке привлекают мэтров драматической сцены (к примеру петербургская постановка "Евгения Онегина" А. Жолдаком)
В современном оперном мире сложилась достаточно специфическая картина: с одной стороны, оперное искусство процветает - на него выделяют многомиллионные бюджеты, ставятся новые постановки с привлечением знаменитых режиссеров и балетмейстеров, снимаются оперные фильмы и 3D мультики. С другой стороны, попадая в оперный театр, так или иначе понимаешь, что ты находишься на кладбище, или, как минимум, в музее, что бы там не происходило