Фонетические правила есть, запомнить можно, однако также очень много исключений. Писать слова правильно на слух, даже незнакомые - этим мы только в профильном вузе занимались и то, не с первого раза и не у всех это получалось.
Задумалась, смогла бы я зная теорфонетку в школе, скажем, в 5 классе, писать или читать любое слово только по правилам и по огромному списку исключений? Скорее всего нет. Слишком много нюансов. И когда сама училась в школе 25 лет назад) нам давали ыонетику. Помогало ли мне это читать верно? Ну так, все равно со словарём сидела и через слово себе подписывала.
Мои взрослые студенты А1 уровня ооочень редко просят: а давайте фонетикой займёмся. Правила чтения разберём, почему gh где-то читается, где-то нет. За 12 лет работы только 1 раз был такой запрос.
Сейчас дочка учится читать по-английски. Ей 5 лет. Подход: сначала запоминаем вот буква - вот звук (без транскрипции). Напримар: М m (эм) - Мm (м). Гласные по второму типу слога Аа (эй) - Аа (э) и сразу читать cvc слова (cat, hat, sit…) Слов транскрипции, второй тип слога, открытый/закрытый слог ребёнок не знает и зачем ему? Главное что читать уже может сразу на базе того, что на занятии запомнила.
Конечно я не говорю про сложные слова вроде conscientious, solicitous, ridiculous, extraterrestrial и тд, но ведь такие слова на начальном этапе не встречаются, а когда уже встречаются ребёнок уже может воспользоваться электронным словарём где есть звуковая дорожка и послушать как читается (например Lingvo). Часто такие слова учитель сам на уроке озвучивает прогнозируя сложность в прочтении у ученика.