Чаще всего герой волшебной сказки все-таки должен отправиться куда-то отправиться из своего дома на поиски счастья, он путешествует, преодолевает трудности, решает разные задачи, иногда совершает военные подвиги, что-то добывает, иногда находит себе помощника. Так вот, такие сюжеты занимают процентов 70.
Но, вступая в некие отношения со старшими братьями, наш герой должен проявить себя на их фоне. Здесь глупость и неумелость старшего брата противопоставлена умности и умелости старших, но младший брат при этом должен проявить себя максимально ярко и добиться большего. И вот здесь, я думаю, сказочники ищут разные формы, чтобы этот контраст оттенить – и так появляются сюжеты про Емелю, когда младший брат даже никуда не едет и ничего не делает, а произносит некое волшебное заклинание. Он находит самое неожиданное решение, чтобы достичь счастья, и делает это на фоне тех, кто следует стандартной колее. Это очень ироническое решение сюжет, и я думаю, что эту иронию сознавали – это такой своеобразный постмодернизм.
Но гораздо позднее разные книжные издания именно этот сюжет стали тиражировать как очень понятный ребенку, как самый настоящий сказочный сюжет – и так у нас возникло ощущение, что сюжет, где герою все достается без труда, очень распространенный. Но это не совсем так.
Замечательный ответ.
А мне кажется это логичное развитие традиций древнегреческого театра, когда появляется «Deus ex machina» (Бог из машины) и разруливает все проблемы в пользу героя).
А что посоветуете почитать как пример хорошей сказки?