Потому что коллективному сознанию трудно отделить тему победы во Второй Мировой войне, которая сегодня превратилась в важнейшую составляющую российской идеологии, от сталинизма. А идеология стремится к упрощению, к выдаче одной стороны действительности за всю картину. Идеология всегда субъективна.
В современной России историческая политика по отношению к сталинской эпохе является достаточно противоречивой. С одной стороны, проводится ряд мер по программе десталинизации, а с другой - по программе оправдания его методов управления обществом. (в последнее время, кстати, первенствует 2 тенденция)
Говоря о мерах "нормализации" сталинизма, которые и приводят к возникновению большого числа людей, оправдывающих преступления Иосифа Виссарионовича и его режима, можно вспомнить публикацию школьных учебников и методических пособий для учителей по истории России XX века под ред. А. Данилова и А.Филиппова, в которых сталинские репрессии называются «издержками» и представляются необходимым средством политического управления в трудное для страны время, в них говорится, что сталинские репрессии были, прежде всего, следствием трудной международной ситуации и других жизнеспособных альтернатив для Советской России не было.
Кроме того, отсутствие общенационального памятника и музейных комплексов жертвам террора сталинской эпохи, отказ рассекречивания архивов КГБ мешают усвоению общественным сознанием трагического опыта, возникновению чувства гражданской ответственности.