Первоначальная формулировка вопроса выглядела примерно так, отвечал я на вторую часть вопроса:
Почему в России так много сексистов? Почему ни МД (мужское движение), ни фемки не могут просто жить в мире и уважать друг друга?
Если вам неинтересны подробности из жизни тех, кто якобы защищает права женщин или мужчин, смело переходите ко второй части ответа.
I. Чтобы жить в мире и уважать друг друга, нужно, во-первых, видеть дальше собственного носа и гениталий — признавая наличие проблем с обеих сторон, — а во-вторых, реально что-то делать.
В первую очередь борьба с гендерным неравенством и неравноправием начинается... с себя. С работы над собой, над своими взглядами, поведением, уязвимостями и слабыми точками. С ответственности за себя и своё будущее.
С понимания, что, скажем, нет никакого противоположного пола, а есть просто другой пол, другой на уровне биологии и на уровне социальных ролей, из-за чего возникает множество перекосов.
С прокачивания эмпатии к другому полу, который по-своему страдает от сегодняшнего гендерного неравенства, а не только лишь извлекает из него выгоду.
Люди другого пола — всё равно люди. Гетеросексуальные люди — всё равно люди, а не угнетающеее большинство. И так далее.
Но это же сложнее, чем выпускать злобу с обидками в интернетике и накапливать реваншистские настроения, правда?
Ни МД, ни демигендерным пансексуальным маскулятам, ни русскоязычным радфем- и интерсек-сообществам это не надо.
По скудному опыту окологендерных “левых” тусовок могу заметить, что таким людям часто хватает и того, что есть — вяленькой имитации политической борьбы, вяленького активизма и обязательного сбора донатов на священный бунт против капитализма системы, чтобы сочинять обличительные статеечки в очередной прогрессивный паблик ВК.
(Не считая того, что некоторые виртуальные сексисты и сексистки на практике финансово или имущественно зависят от близких другого пола, а чё такого.)
Полевая просветительская работа с реальной аудиторией разрушит их светлые “левые”/анархоидеалы. Потому что это работа.
А вообще жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на всякую ахинею от ретроградных женоненавистников из МД и мужененавистниц из мизогинных радфем-раковников.
II. Что касается повседневного сексизма, то дело в том, что в России равноправие полов достигнуто только на бумаге, и то далеко не во всех сферах. Из-за некоторых особенностей советской демографии (весь прошлый век госмашина уничтожала мужчин в войнах и лагерях) и истории борьба за права женщин в прошлом очень быстро иссякла, в официальном идеологическом дискурсе быстро забылась и размылась более актуальными темами уже в 1930-е, а к концу 1970-х и вплоть до распада СССР вопрос равноправия вообще не поднимался в позитивном ключе. Начинался откат к традиционным консервативным ценностям (муж много зарабатывает, жена домохозяйка, воспитывает детей), который продолжается до сих пор. Посмотрите, например, выпущенный в 78-м фильм “Служебный роман”, в котором успешная женщина отказывается от карьерных притязаний и учится женственности. Крепкая семья с экономически активным мужчиной остаётся идеалом для множества россиян и россиянок. Тем более что на официальном уровне часто обсуждаются вопросы материнства и стимулирования рождаемости.
Вкупе с бушующей антизападной пропагандой — на отечественных женщин, измотанных “феминизмом поневоле” в лице мамы и бабушки, это заходит просто на ура.
Будь красивой, рожай и вари борщи, для всего остального есть Mastercard нормальный муж.
При этом искусственные гендерные различия между ролевыми моделями (борщу всё равно, кто его сварит, машине — кто её водит, деньгам — кто их зарабатывает) всячески подчёркиваются с невиданным сексизмом в обе стороны.
Женщин критикуют за “неправильность” и самостоятельность.
Мужчин осуждают за отказ от повышенной ответственности за других людей, за неспособность проявлять политическое лидерство и за... женоподобность, иногда совсем минимую, но всем пох.
Естественно, что никому тут нет дела до этих ваших новомодных гендерных стереотипов.
По Первому каналу в прайм-тайм уже 10 лет идёт “шоу” “Давай поженимся”, а не пропаганда равноправия полов, не мастер-классы о женской карьере, не рассказы о партнёрских отношениях, не дискуссии о том, как снизить мужскую сверхсмертность... И даже не реинкарнация ток-шоу “Я сама”, которое когда-то вели Юлия Меньшова с Марией Арбатовой.
III. Как только в массовой культуре появятся альтернативные ролевые модели, ментальность быстро поменяется. В России немало женщин на руководящих постах, управляющих бизнесом или корпорациями, — просто о них почти не известно. Как и про изобретательниц, учёных... С политикой сложнее, здесь женщин действительно мало, на первых ролях находятся единицы.
Сейчас же истинный удел россиянок — якобы кухня, дети, домашний очаг, красота. Иногда какое-нибудь творчество для души. Или спорт. Но не наука, бизнес, топ-менеджмент, политика, промышленность, финансы...
Этим во многом и обусловлен сексизм.
С мужчинами аналогичная история. Когда мы перестанем осуждать альфонсов (“не умеет зарабатывать деньги! голодранец! нищеброд!”), подкаблучников (“соглашается с женщиной, тоже мне мужик”) и тех, кто просто проводит много времени с детьми, если любой из этих сценариев устраивает конкретную женщину, — то сможем по-другому взглянуть на мужчин.
Сейчас ведь спроси людей, каким бы вы хотели видеть мужчину, и скажут: глава семьи, защитник, надёжный и сильный, ловелас, авантюрист, брутален, богат... Звучит стереотипно и предсказуемо даже, но...
Повторюсь, сегодняшняя массовая культура работает на обратный результат, закрепляя гендерное (сексистское) разделение на “мужские” и “женские” миры, занятия, характеры и даже мышление. Поразительно, как у нас ещё в школах и вузах мальчики учатся вместе с девочками, а не порознь, бгг.
Аминь)
зато долбить на зоне петуха - в порядке вещей. Как-то противоречиво получается)
блестящая цитата
Есть мнение, что массовая гомофобия в Росии связана с широким проникновением культуры пенитенциарных учреждений (тюрем, лагерей), где однополые контакты используются для установления иерархических связей, в жизнь общества.