Здесь два главных момента. Момент 1. По моему мнению в первой части вопроса есть три неточности. А) если под «личной жизнью» понимать бесцельное попивание пива в компании или тусовки в надежде найти там что-то (от приключений, адреналина до богатого спонсора), то да, от такой «личной жизни» японские молодые люди по всей видимости отказываются. Б) Нет уверенности, что японская молодежь стремиться только к знаниям. В традицию заложены и навыки, и черты личности, основанные на воспитании, которое в японии на особом счету. В) Ключевое понятие здесь – умение учиться. Умение учить себя самостоятельно. Это тот навык, который в современном мире является ключевым. Те, кто умеет учиться выигрывают вдвойне. Но сейчас с этим навыком беда не только на постсоветском пространстве. Это отдельная большая тема. Момент 2. То, что современные выпускники школ не умеют учится по сравнению с японскими сверстниками – это результат и культуры и образовательной системы. Традиционная советская система образования была сильна своим триединством: обучение навыкам, просвещение с целью передачи знаний и воспитание человека определенного типа. Как только из образования ушла идея воспитания, вся система разрушилась. Невозможно сегодня говорить о развитии человека, опираясь лишь на его память (давать знания) или обучая (дрессируя) конкретным навыкам. Даже если их переименовать в компетенции. Нужна базовая идея воспитания: какого человека вы хотите увидеть в результате? В японской культуре заложен ответ на этот вопрос. Из постсоветской действительности это ушло. Новое понимание цели не сформулировано. Отсюда трудности – непонятно к чему стремиться? Для чего нужны знания? Мотивация, основанная на стразе отметки (не путать с критериальной оценкой) убивает желание учиться. Последовательно формировать в ребенке познавательный интерес трудно, умеют делать это десятки, быть может сотни учителей. Родители такую задачу перед школой не ставят. Получается, что в постсоветском образовании не учитывается возраст, как объективная характеристика о которой впервые писал Л.С. Выготский. Если мы хотим получить развитие ребенка, то для каждого возраста организуем ведущую деятельность, а о результатах развития судим по наличию или отсутствию новообразований. Это такие навигаторы, которые говорят о том, что возраст прожит удачно, можно переходить на следующую ступень. К сожалению идеи Л.С. Выготского и его последователей с успехом используются за рубежом. В русскоязычном пространстве либо искажены, либо не реализуются на практике. Вместо этого есть «раннее развитие» в результате которого, как водой, заливается искра познавательного интереса, которая есть у любого здорового дошкольника. Когда нет интереса – нет мотивации. Нет мотивации – нет желания учиться. Это тоже большая и отдельная тема.
Если кратко, то парадокс японского воспитания состоит в том, что из ребенка, которому в детстве разрешали все, вырастает дисциплинированный и законопослушный гражданин. Но этот парадокс корнями уходит в мировоззрение и образ жизни японцев. Его сложно перенести на другую культурную почву. Хотя поучиться имеет смысл.
Пожалуй мне просто стоит пойти на Хуй и никогда не возвращаться оттуда