Я уверен, что главная причина засилия в кино рваного динамичного монтажа это появление в конце ХХ века индустрии музыкальных клипов. MTV захватило мир в начале 80-ых. И если посмотреть клипы того первоначального периода, то у них ещё есть сюжеты, смысл и некоторая логика и монтаж пока не трясётся в пляске святого Витта. Но чем дальше тем монтажных склеек становится всё больше и больше. Клипы превращаются просто в калейдоскоп, чехарду планов без смысла и логики. А почему? Причина лежит на поверхности. Аренда съёмочных павильонов, аппаратуры, камер и осветительных приборов стоит бешеных денег, поэтому надо снимать быстро. Не просто быстро, а очень-очень быстро. Нет времени ставить сложный свет на длинные планы. Нет времени долго репетировать танцевальные движения. Нет времени ни на что! Поэтому с четырёх-пяти камер снимаются короткие планы, потом быстренько "крупняки" и "съёмка окончена, все свободны!" И потом на монтажном столе собирается весь пазл.
А затем "клипмейкеры" пришли в большое кино. У них просто развивалась карьера и они от клипов перешли к полнометражному фильму. И приёмы наработанные в молодости удачно наложились на новый формат. Вот так родился термин "клиповое мышление". Так родился приём когда с помощью рваного динамичного монтажа можно передать энергию движения, драки, погони, перестрелки и т.д. При этом это не всегда плохо. Это иногда очень талантливо и захватывающе. Возьмите, например, спродюсированный Бекмамбетовым и снятый Найшуллером боевик "Хардкор." Там именно такой монтаж стал стилистическим приёмом на котором строится весь фильм. Так что можно сказать, что на сегодняшний день энергичный и быстрый монтаж есть знак времени. Сегодня кино снимают и монтируют ИМЕННО ТАК!
Изменилось восприятие, ритм жизни, все происходит быстрей. Неторопливая история с долгими театральными паузами мгновенно сбрасывает внимание.