Феномен Баадера-Майнхоф (Baader-Meinhof phenomenon; frequency illusion/частотная иллюзия) — искажение человеческого мышления, заключающееся в том, что после того, как человек приобрел некую новую информацию, она, как ему кажется, начинает появляться повсюду.
Название феномена придумал комментатор дискуссионной площадки St. Paul Pioneer Press в 1994 году, услышавший имя двух одних и тех же ультралевых немецких террористов в течение 24 часов. Позднее его исследовал профессор Стэнфордского университета Арнольд Цвики.
Иллюзия заключается в том, что, после того, как человек услышал о какой-либо новой вещи или идее, начинает казаться, что она появляется везде, чаще, чем это, казалось бы, должно быть. Происходит из-за того, что после того, как человек узнал о чем-то новом, его сознание начинает следить за упоминаниями, в результате чего вы замечаете это везде, где оно есть. Каждое появление вещи лишь закрепляет уверенность сознания в том, что она стала появляться повсюду.
Многие считают такие совпадения чем-то невероятным. Однако, объясняются они довольно легко: обратив внимание на информацию однажды, человек начинает замечать её и дальше. Современный человек постоянно находится в потоке информации из образов, имён, дат, событий. И неудивительно, что одна и та же информация может попадать в наше поле зрения повторно. Но почему же из всего потока мы вычленяем именно ту, о которой уже слышали раньше? Причина кроется в особенности нашего мозга. Дело в том, что наш разум обладает способностью распознавания паттернов (тенденций). Именно благодаря этой способности человек может обучаться, выделяя из общего потока информации именно ту, которая дополнит уже имеющуюся у него информацию по теме. «Избирательное внимание» помогает нам не концентрироваться на том огромном объёме информации, что окружает нас ежедневно, а значит, помогает сохранять наш разум в порядке. Другое дело, что не всегда мы обращаем внимание на важную информацию. Порой в нашем разуме «застревает» совершенно малозначительная деталь, которую позже мы начинаем замечать повсюду.
Люди переоценивают важность совпадений, забывая об их вероятности. Происходит это ещё и потому, что отсутствие повторяющихся событий не остаётся в нашей памяти, а значит, не привлечёт внимания и не вызовет такого удивления, как регулярные совпадения. Но стоит событию повториться, как наш мозг тут же свяжет его в паттерн и выделит ему особое место в нашем разуме.
Получается, что когда мы слышим о чём-то, о чём слышали буквально на днях, нам кажется это удивительным. Так получается потому, что повтор усиливает эффект новизны информации, полученной впервые, и придаёт ей большую важность. Всем этим и объясняется феномен Баадера-Майнхоф.
И если вдруг через несколько дней вы услышите или прочтете из какого-то другого источника о феномене Баадера-Майнхоф, тенденциях восприятия или избирательном внимании, то поймете, что это не мистика, а результат работы нашего мозга.