Причин несколько и одна вытекает из другой:
В силу многих обстоятельств (исторических, социальных), у среднего класса в России не сложилось традиции коллекционирования работ современных (помним, что все искусство когда-то было современным) художников, как это произошло в Европе и США. Поэтому объемы рынков разнятся, особенно в среднем и низком ценовом сегментах. Не сложилось и понимания процессов развития искусства, поэтому среднестатистическим российским зрителем современное искусство воспринимается как нечто странное, не очень понятное и враждебное.
В связи с этим, многие до сих пор не воспринимают арт-сферу как серьезный бизнес. Очень большой пласт российских галерей держат для удовольствия или статуса, поэтому, во-первых, страдает отбор художников и их работ, а во-вторых, просто нет желания выставляться на ярмарках, несмотря на финансовую возможность это сделать. Есть пласт галерей с качественным искусством, но участие в ярмарке — это дорогое удовольствие и многие не могут потянуть его финансово.
Есть пласт галерей, торгующих искусством для души (подражание импрессионистам, морские пейзажи и тп) и чисто интерьерными вещами (разлитый по бумаге акрил). Заработок у них выше, чем у среднестатистической галереи современного искусства в силу большего числа запросов. Но так как подобное искусство не имеет абсолютно никакой ценности, арт-ярмарки для них закрыты.
Именно поэтому на международной сцене нас, как правило, представляет ограниченный набор галерей у каждой из которых ограниченный набор художников.
Хочется верить в лучшее. С каждым годом интерес к современному искусству растет, многие уже не хотят вешать у себя дома просто ностальгическое и красивое, а хотят что-то качественное и актуальное. И чем больше будет подобных запросов, тем лучше будут идти дела у галерей, торгующих качественными вещами и тем больше у них будет шансов выйти на международную арену и соперничать с зарубежными галереями и художниками.
Если бы все было так просто, никто бы уже давно этим вопросом не задавался)