Понять "странности" в словообразовании можно только на основе азбучного разбора слова. Любая буква несёт смысловое значение, но это не область лингвистики. В лингвистике даётся правило без объяснения и пояснений. Это как "ЖИ и ШИ пиши через И" и всё. В противном случае Вам двойка.
Причина в том, что мы общаемся на основе ассоциативн-образного мышления. Слово же создано на основе пространственно-аналитического и представляет из себя код. Т.е. мы его используем целиком как "бирку", как набор звуков или знаков на письме связанных с некоторыми образами в нашей памяти. Что бы мы различали слова-бирки правила строго регламентируют произношение и правописание в любом языке.
Но для того что бы посмотреть, что на ней есть (на бирке) нужно обладать нужными знаниями. А главное — мыслить по-другому.
ЮЩ — начальные действия собирающие различное к одному (следуЮЩий) , а УЩ — собрать все действия к единой точке различного к одному (сУЩность).
Попробуйте сами подобрать примеры.
Возможно, что я объяснил непонятно, прочтите статью по ссылке у меня под аватаркой.