В двухсекторной экономике, где, помимо реального сектора, существует ещё и финансовый сопоставимого масштаба, инфляция тоже делится на два вида. В реальном секторе существует своя инфляция (потребительская), а в финансовом секторе есть своя собственная.
Исторически так сложилось, что эмиссию в США контролируют финансисты. Формально деньги занимает правительство, но только для того, чтобы закрыть дыры в балансе крупных банков, системообразующих фондов и страховых компаний. То есть очень малая часть эмитированных долларов оказывается в реальном секторе, где они могли бы разогнать потребительскую инфляцию. Основной объём эмиссии мгновенно оказывается в руках банкиров и управляющих фондами. И эти деньги используются для того, чтобы покупать акции на фондовом рынке. Таким образом инфляция в США огромная, но большая её часть изолирована на бирже, где потребители её не видят.
Цены на акции постоянно растут, но никто не считает это проблемой. Наоборот, считается, что это очень круто. Ведь значительная часть ВВП США образуется в финансовом секторе. Поэтому рост цен на акции положительно влияет на этот индикатор, который почему-то используется для сравнительной оценки объёмов экономик. В этом был бы какой-то смысл, если бы финансовый сектор во всех странах имел одинаковые масштабы. А так получается ситуация, аналогичная следующей. Если бы мы сравнивали людей по физической силе, и при этом большая часть участников использовала бы только силу рук, а некоторые ещё и силу ног. Причём их ноги были бы ещё и усилены экзоскелетом. Ведь в финансовом секторе почти нет транзакционных издержек, поэтому там происходит бешеная мультипликация всех транзакционных показателей. Каждый доллар порождает транзакций на десятки или даже сотни долларов.
В действительности все эти акции, конечно, столько не стоят. Их реальный рост гораздо скромнее. Скажем, если взять компанию Apple, которая стоит триллион, то она не генерирует в 10 раз больше прибыли по сравнению с тем временем, когда она стоила 100 миллиардов. Точнее, генерирует, но источником этой прибыли служит всё та же эмиссия. Люди могут платить за продукцию Apple так много лишь потому, что банки щедро выдают им потребительские кредиты. И именно поэтому у банков потом возникают дыры в балансе, которые правительство вынуждено закрывать с помощью эмиссии. И так по кругу. Система работает пока происходит новая эмиссия. В фильме "Предел риска" эта ситуация была остроумно сопоставлена с игрой "музыкальные стулья". Музыка - это эмиссия. Пока она играет, всё вроде бы хорошо. Но самое интересное начнётся, когда она стихнет.