Я отличница. Честно скажу, это просто наработанная дисциплина. Если я сажусь делать уроки, то уже не отвлекаюсь ни на что и доделываю дело до конца. Конечно бывает, когда задают какой-нибудь большой проект или доклад, тогда могу разбить по частям, чтобы например не тратить весь выходной на это. А так, я просто вынуждена жить в ускоренном темпе. Я занимаюсь профессионально танцами и каждый день езжу далеко в Москву(живу в Подмосковье). Поэтому я уже приспособилась к тому, что надо делать все быстро, зная, что времени у меня очень мало.
Считаю ровно обратное. Способный ученик мотивирован тем или иным фактором, поэтому он слушает, думает, делает. Чем больше он делает, тем легче ему это дается, отсюда заблуждение про "он просто способный, оно само - ему ничего делать не надо".
Согласна с Геннадием. У отличников прекрасно выработана дисциплина, они, скажем так, "умеют учиться". У меня свой наглядный пример - мой молодой человек был отличником в школе; память у него прекрасная, но, несмотря на это, учебе уделял в три раза больше времени, чем я, то, что не давалось (такое было, конечно), терпеливо заучивал. Все потому, что родители строгие и стояли "над душой". Меня никто не заставлял, и я халявно относилась к учебе, хотя глупой себя совсем не назвала бы.
Дисциплина, затраченное время, мотивация. И так, кстати, во всем, не только в учебе. Важно способности развить, а тут самого факта их наличия совсем недостаточно.