Такая ситуация получается, в значительной степени, потому, что способности у людей разные: кто-то шустрый и быстро в любое дело вникает, а кто-то увалень заторможенный. Как педагог имеющий опыт работы и в школе, и в других образовательных учреждениях могу отметить, что различия в способностях у детей проявляются довольно чётко. Обычно, если ребёнок соображает достаточно хорошо, то по всем предметам у него всё получается и не только по предметам. Помню, как-то раз, забрали у меня с урока половину класса на песенный конкурс, так мне на том уроке не с кем было нормально работать! Те ученики, которых забрали, не только песни могли петь, но и качественно усваивать учебный материал. Конечно, бывают случаи, когда человек в одном деле силён, а в другом беспомощен. Например, с математикой не ладит, но рисует великолепно, поэтому профессию, действительно, надо выбирать по призванию.
Разумеется, качество труда зависит и от настроя. Человек средних способностей старательно занимающийся своим делом сможет достичь хороших результатов, а есть люди способные, даже талантливые но отношение к порученным делам у них такое, что доверять им ничего не следует.