Вопрос очень сложный, хотя на первый взгляд так не кажется. Всё же много сказано про боязнь клоунов, но, как ни странно, причины никто не называет. Я попробую ответить, надеюсь, мне удастся.
Создатель "Оно" Стивен Кинг говорит, что страх - это когда вы видите привычный объект в непривычной обстановке. И в этом смысле клоун - это окей, но клоун в лесу - жуть, так что вы вряд ли обрадуетесь встретить его там.
Но правда в том, что это объяснение годится для написания книги или сценария, и никак не объясняет почему люди боятся клоунов в целом. Ведь их боятся и в цирке, и за его пределами, так что в реальности страх работает иначе, чем в создании контента. Я думаю: страх клоунов - это страх того, что может скрываться за маской. И вот почему.
Есть интересная игра в "исчезновение" для очень маленьких детей. Родитель прячет лицо за ладошками, и в этот момент как бы пропадает для ребёнка, потому что тот еще не владеет причинно-следственными связями. Затем родитель убирает руки, ребёнок снова видит знакомое лицо и радуется. Затем лицо родителя снова пропадает за ладонями, и для ребёнка его нет до тех пор, пока тот не уберёт руки. Принцип понятен: исчезаем - ребёнок удивлён, появляемся - он рад.
Есть вариант этой игры, где вместо ладошек используется маска. Принцип сохраняется: прячем лицо за маской - ребёнок взволнован, убираем маску - радуется родному лицу.
Теперь представьте, что вы играете в такую игру с ребёнком, только на вас две маски одновременно. Сначала ребёнок видит ваше лицо и радуется. Затем вы надеваете маски и пропадаете для него. Затем вы снимаете маску, но вместо вашего лица, которое он уже привык видеть, появляется вторая маска.
В этот момент дети испытывают приступ жуткой, ни с чем не сравнимой тревоги: не только разрушен привычный сценарий поведения, но и родное лицо теперь как будто вообще никогда не появится. "Технически" это тот же ужас, который можно наблюдать у взрослых людей с коулрофобией (боязнью клоунов). Аффект тот же, "эмоции" те же, хотя об эмоциях здесь вообще неправильно говорить.
Если есть люди, страдающие этой фобией, напишите в комментариях насколько это откликается. При условии, конечно, что мне удалось в тексте передать это состояние)
Как обладатель данной фобии позволю себе ответить вопросом на вопрос: почему не все боятся клоунов??? Если посмотреть на этого персонажа отстранённо от цирка и детских (травмирующих психику) праздников, то что мы имеем? Мужчина, реже молодой, с белым, как у трупа лицом, кривыми бровями и огромным ртом, губами в красной помаде, с жуткой химией на голове (а возможно не только), с поролоновым носом, в детской одежде и гигантскими ногами, который испытывает нездоровое влечение к маленьким детям. При этом, у него проблемы с центром тяжести, вестибулярным аппаратом и выделением жидкостей. Это не смешно - это СТРАШНО.
П.С. Фильм "Оно" не смотрела, в цирке выходила на улицу, пока они выступали. Именно по той причине, которую описала ранее.)
Есть такое понятие как "Зловещая долина" - участок на графике зависимости эмоциональной реакции человека от человекоподобности наблюдаемого объекта ( учёный Масахиро Мори).
Щенки, которые ведут себя как люди - это мило. Человекоподобные обезъяны скорее противны. Зомби пугает больше чем труп, потому что двигается... http://m.maximonline.ru/article/16011
Клоуны на этом графике, как по мне, где-то между куклами и Франкенштейном.
„Зловещая долина” это больше про очень похожих, почти идентичных лицах человеческим. А клоун на человека аж никак не пожож, лицом в смысле. Слышал объяснение психолга по немецкому тв лет десять назад. Страх объясняется тем что человек не в состоянии трактовать эмоции лица за макияжем и по этому впадает в панику. Т.е. он боится по сути не самого клоуна а ситуации в которой он теряет над ней контроль – умение трактовать намерения неизвестного человека по эмоциям.
Если учесть что самым опасным животным для человека является другой человек это не удивительно. Ради справедливости надо упомянуть, что и самым сильным источником удовольствия, как телесного так и эмоционального/духовного для человека является так же человек. По этому и лица в облаках распознаём, потому что нет ничего важнее для человека чем узнать другого человека, а позже и распознать его намерения.
Мы распознаём мимику человека , сопоставляем её с той которую считаем нормальной и распознаём в нём идеинтичного нам , нашим нормам реакций на окружающее ( наверное так будет правильнее : )
Клоун - это грим намеренно искаженно изображающий мимику и скрывающий ту , которую мы можем распознать за идеинтичную - и сама игра - то есть мимика клоуна , намеренно искаженная - увеличивающая эффект уже наложенной. То , что мы видим в итоге не проходит проверку на нормальность в нашем подсознание - следовательно нарушает "стабильную картину мира" и вызывает беспокойство - которое в свою очередь усиливаемое личными переживаниями , превращается в фобию.
Я думаю дело обстоит так.
По моему мнению, весь этот концентрат страха вокруг клоунов начал складываться после мрачной истории с Джоном Уэйн Гейси-мл.
На его счету 33 изнасилованных и жестоко убитых подростка.
Гейси стал прототипом клоуна Пеннивайза и воплощением страха и ужаса в известном романе Стивена Кинга "Оно".
Гугл говорит следующее:
Специалисты предполагают, что одним из факторов появления боязни клоунов стал фильм "ОНО", снятый в 1990 году по одноименной книге Стивена Кинга, где милое создание в виде клоуна убивает детей. Предполагают, что именно после этой картины некоторые режиссеры стали использовать клоунов в качестве маньяков-убийц. Ну, а просмотр фильмов ужасов часто оставляет отпечаток на умах особо впечатлительных людей.
Есть версия, что такая фобия возникает в детском возрасте после неудачного похода в цирк.
Лично мне кажется, что грим клоуна очень специфичен, и такая раскраска мало напоминает здорового человека, скорее труп с рассеченным ртом. Ну а на такие вещи смотреть не очень приятно.
В любом случае, за выбеленным лицом и широкой улыбкой может прятаться страшное существо, так что будьте на чеку.