Гугл говорит следующее:
Специалисты предполагают, что одним из факторов появления боязни клоунов стал фильм "ОНО", снятый в 1990 году по одноименной книге Стивена Кинга, где милое создание в виде клоуна убивает детей. Предполагают, что именно после этой картины некоторые режиссеры стали использовать клоунов в качестве маньяков-убийц. Ну, а просмотр фильмов ужасов часто оставляет отпечаток на умах особо впечатлительных людей.
Есть версия, что такая фобия возникает в детском возрасте после неудачного похода в цирк.
Лично мне кажется, что грим клоуна очень специфичен, и такая раскраска мало напоминает здорового человека, скорее труп с рассеченным ртом. Ну а на такие вещи смотреть не очень приятно.
В любом случае, за выбеленным лицом и широкой улыбкой может прятаться страшное существо, так что будьте на чеку.
Вопрос очень сложный, хотя на первый взгляд так не кажется. Всё же много сказано про боязнь клоунов, но, как ни странно, причины никто не называет. Я попробую ответить, надеюсь, мне удастся.
Создатель "Оно" Стивен Кинг говорит, что страх - это когда вы видите привычный объект в непривычной обстановке. И в этом смысле клоун - это окей, но клоун в лесу - жуть, так что вы вряд ли обрадуетесь встретить его там.
Но правда в том, что это объяснение годится для написания книги или сценария, и никак не объясняет почему люди боятся клоунов в целом. Ведь их боятся и в цирке, и за его пределами, так что в реальности страх работает иначе, чем в создании контента. Я думаю: страх клоунов - это страх того, что может скрываться за маской. И вот почему.
Есть интересная игра в "исчезновение" для очень маленьких детей. Родитель прячет лицо за ладошками, и в этот момент как бы пропадает для ребёнка, потому что тот еще не владеет причинно-следственными связями. Затем родитель убирает руки, ребёнок снова видит знакомое лицо и радуется. Затем лицо родителя снова пропадает за ладонями, и для ребёнка его нет до тех пор, пока тот не уберёт руки. Принцип понятен: исчезаем - ребёнок удивлён, появляемся - он рад.
Есть вариант этой игры, где вместо ладошек используется маска. Принцип сохраняется: прячем лицо за маской - ребёнок взволнован, убираем маску - радуется родному лицу.
Теперь представьте, что вы играете в такую игру с ребёнком, только на вас две маски одновременно. Сначала ребёнок видит ваше лицо и радуется. Затем вы надеваете маски и пропадаете для него. Затем вы снимаете маску, но вместо вашего лица, которое он уже привык видеть, появляется вторая маска.
В этот момент дети испытывают приступ жуткой, ни с чем не сравнимой тревоги: не только разрушен привычный сценарий поведения, но и родное лицо теперь как будто вообще никогда не появится. "Технически" это тот же ужас, который можно наблюдать у взрослых людей с коулрофобией (боязнью клоунов). Аффект тот же, "эмоции" те же, хотя об эмоциях здесь вообще неправильно говорить.
Если есть люди, страдающие этой фобией, напишите в комментариях насколько это откликается. При условии, конечно, что мне удалось в тексте передать это состояние)
Как обладатель данной фобии позволю себе ответить вопросом на вопрос: почему не все боятся клоунов??? Если посмотреть на этого персонажа отстранённо от цирка и детских (травмирующих психику) праздников, то что мы имеем? Мужчина, реже молодой, с белым, как у трупа лицом, кривыми бровями и огромным ртом, губами в красной помаде, с жуткой химией на голове (а возможно не только), с поролоновым носом, в детской одежде и гигантскими ногами, который испытывает нездоровое влечение к маленьким детям. При этом, у него проблемы с центром тяжести, вестибулярным аппаратом и выделением жидкостей. Это не смешно - это СТРАШНО.
П.С. Фильм "Оно" не смотрела, в цирке выходила на улицу, пока они выступали. Именно по той причине, которую описала ранее.)
Есть такое понятие как "Зловещая долина" - участок на графике зависимости эмоциональной реакции человека от человекоподобности наблюдаемого объекта ( учёный Масахиро Мори).
Щенки, которые ведут себя как люди - это мило. Человекоподобные обезъяны скорее противны. Зомби пугает больше чем труп, потому что двигается... http://m.maximonline.ru/article/16011
Клоуны на этом графике, как по мне, где-то между куклами и Франкенштейном.
„Зловещая долина” это больше про очень похожих, почти идентичных лицах человеческим. А клоун на человека аж никак не пожож, лицом в смысле. Слышал объяснение психолга по немецкому тв лет десять назад. Страх объясняется тем что человек не в состоянии трактовать эмоции лица за макияжем и по этому впадает в панику. Т.е. он боится по сути не самого клоуна а ситуации в которой он теряет над ней контроль – умение трактовать намерения неизвестного человека по эмоциям.
Если учесть что самым опасным животным для человека является другой человек это не удивительно. Ради справедливости надо упомянуть, что и самым сильным источником удовольствия, как телесного так и эмоционального/духовного для человека является так же человек. По этому и лица в облаках распознаём, потому что нет ничего важнее для человека чем узнать другого человека, а позже и распознать его намерения.
Мы распознаём мимику человека , сопоставляем её с той которую считаем нормальной и распознаём в нём идеинтичного нам , нашим нормам реакций на окружающее ( наверное так будет правильнее : )
Клоун - это грим намеренно искаженно изображающий мимику и скрывающий ту , которую мы можем распознать за идеинтичную - и сама игра - то есть мимика клоуна , намеренно искаженная - увеличивающая эффект уже наложенной. То , что мы видим в итоге не проходит проверку на нормальность в нашем подсознание - следовательно нарушает "стабильную картину мира" и вызывает беспокойство - которое в свою очередь усиливаемое личными переживаниями , превращается в фобию.
Я думаю дело обстоит так.