Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему киберпанк в литературе сошел на нет?

Искусство и культураЛитература
Надежда Самарина
  ·   · 1,2 K
Геймдизайнер, историк, драматург-любитель  · 6 мар 2017

К 1990 году, с выходом заключительного романа в рамках трилогии Джона Ширли "Песнь под названием юность" (она же "Трилогия Затмение"), отцы основатели официально признали, что поджанр себя исчерпал. Сперва на это намекнул Льюис Шайнер, обратив внимание на полное несоответствие оригинальной идеологии киберпанка, закрепившееся в "мейнстриме" литературной фантастики на рубеже 80-90-х. За ним, в 1991 году смерть киберпанка констатировал его провозвестник - Брюс Стерлинг, - махнув рукой на "мейнстрим" он не только дал ему напутствие, но и сам был вынужден стать его частью, чем бывшие киберпанки и являются по сей день.

На самом деле, довольно уникальный случай для фантастической литературы, когда резко появившееся в нём поджанровое ответвление получает невероятный успех и на пике собственной популярности объявляет о его официальном закрытии. В общей сложности, киберпанк просуществовал порядка 7-8 лет (1983/84 - 1991, плюс у каждого классика есть личное летоисчисление).

Почему не выкарабкался и не воскрес? Во-первых, как написал выше - некуда, ибо футуристическая дистопия была пропахана Стерлингом, Шайнером, Ширли, Гибсоном и Рюкером вдоль и поперёк. Во-вторых, поджанр быстро разобрали на составные части, которые стали прикручивать во все фантастические фильмы по поводу и без. Из литературного поджанра сформировался стиль, улетучились интересные персонажи, чернуха, моральный релятивизм, трансреализм и другие составляющие - остались лишь голые технологии и внешняя обёртка. В-третьих, попытки в других странах были, но настолько неуклюжие, что в лучшем случае оканчивались банальной антиутопией (где это видано, чтобы сайбер был антиутопией, за исключением "Затмения" Ширли?), а в худшем - унылой бытовухой.

В конечном счёте, добровольная официальная смерть лучше посмертной эксплуатации. Киберпанк никогда не признавал застоя и потому открытие для фантастов новой области - информационной, в которой Иган Грэг, Вернор Виндж, Нил Стивенсон и многие другие современные иконы научной фантастики работают по сей день, - логичный шаг Движения с их идеологической точки зрения. 

P. S. А ещё по теме, можно посмотреть там.

Журналист, критик, исследователь массовой культуры  · 27 апр 2017
Как это часто бывает, влиятельное революционное направление в литературе быстро осваивается и вливается в культурный мейнстрим. Если целью его инициаторов была именно "революция", то именно в этот момент ее удобно объявить... Читать далее

Хорошая у вас статья, спасибо. Но лично мне кажется, что киберпанк сошел на нет потому, что реальность обогнала фантазию.

писака, журналист и любитель кино  · 7 янв 2016

Его и в других сферах искусства становится меньше. Это рядовая мода. В какой-то момент что-то становится популярней, а затем снова уходит на второй план.