Потому что срабатывает так называемый эффект первого впечатления (один из видов когнитивных искажений). Это субъективное мнение (образ) о другом человеке, которое формируется у нас в первые минуты знакомства. Существует правило 90/90, суть которого в том, что 90% представления о ком-либо формируется у нас в первые 90 секунд общения. За это время мы выявляем те признаки, на основании которых выстраивается образ другого человека, и в дальнейшем помогает нам прогнозировать поведение и отдельные действия, их последовательность.
От чего же зависит формирование нашей оценки, и под влиянием каких факторов у нас складывается негативное или позитивное мнение о незнакомом нам человеке? Сразу отмечу, что здесь в основном действуют бессознательные или подсознательные процессы стереотипизации, установок, предубеждений и прочих когнитивных ошибок.
У каждого человека под влиянием множества факторов, особенно жизненного опыта, формируются индивидуальные эталоны-стереотипы других людей. Их формирование чаще всего не осознаётся человеком, но серьёзно влияют на процесс оценивания и управляют им.
Существуют социальные, антропологические и эмоционально-эстетические эталоны-стереотипы. Социальные стереотипы связаны со статусом и родом деятельности другого человека. Антропологические - с его имиджем и внешним видом. Эмоционально-эстетические создаются на основе нашего собственного опыта переживаний, выработанного чувства меры и красоты.
Один из главных факторов развития позитивного или негативного первого впечатления - это внешние данные других людей (антропологические и эмоционально-эстетические стереотипы). Сюда входят четыре показателя: физическая привлекательность, самопрезентация, эмоциональное состояние, стиль одежды.
В первом случае особое внимание обращается на лицо и осанку. Понятно, что сутулость будет восприниматься как признак неуверенности, а чаще всего - подчинённости и зависимости. Вообще, красота другого человека способна без всяких на то оснований приписать ему хорошие, положительные черты характера. В социальной психологии эта ошибка восприятия является одним из проявлений эффекта ореола (стереотип физической привлекательности).
Во втором случае речь идёт о навыках и умениях самопрезентации у других людей, т.е. способности сконцентрировать внимание окружающих на своих достоинствах и замаскировать или скрыть свои недостатки.
Под эмоциональным состоянием (третий показатель) подразумеваются переживаемые другим человеком эмоции, чьи сила и интенсивность могут спровоцировать психологическое заражение - ситуация, при которой эмоции и чувства одного человека способны овладеть окружающими.
Четвёртый случай - стиль одежды, для которого особенно свойственны устойчивые стереотипы. Выбор стиля одежды многими рассматривается как показатель, того, что из себя представляет человек, какой у него образ собственного "Я", или социальный статус, принадлежность к субкультуре либо социальному классу. При оценке человека по данному параметру учитываются такие особенности, как опрятность, соответствие одежды и её деталей (атрибутов, вроде галстуков, нашивок) случаю, а так же устоявшемуся стереотипу. Так, для делового человека будет более предпочтительным консервативный стиль, а для художника или писателя - индивидуальный и оригинальный стиль.
Не менее важный фактор в процессе оценивания окружающих - это психологическая установка. Например, наш знакомый, которому мы доверяем, как-то рассказал, что какой-то человек обладает дурным характером. Скорее всего, при нашей первой встрече с ним, у нас о нём сложится именно такое первое впечатление. Или другой пример: мы с уважением и трепетом относимся к профессии спасателя, а значит при знакомстве с человеком, работающего по этой профессии, у нас сформируется позитивный образ этого человека (эффект ореола).
На результаты оценивания также сильно влияет психологическое проецирование, т.е. приписывание своих мыслей, эмоций, чувств, настроений другим людям. Проще говоря, "по себе других судим".
Особое влияние на оценку других людей оказывает наша собственная уверенность или неуверенность в себе. Уверенные в себе люди более склонны позитивно оценивать окружающих, как доброжелательных и расположенных к ним. Неуверенные же - наоборот.
На процесс восприятия собеседника ещё может влиять его национальность. Здесь мы либо дистанцируемся от человека, либо сближаемся с его позицией под воздействием механизма уподобления.
Есть такое понятие, как вибрации. Если вибрации совпадают с вашими, то человек вам симпатичен, а если нет, то лучше отойти и прекратить общение. Таков закон Вселенной.
Согласна