Крупнейший специалист по этому вопросу доктор философских наук Л.Я. Жмудь убедительно доказал, что философии до Древней Греции не существовало в принципе.
Создал её Фалес Милетский, вклад которого в философию, разумеется, вовсе не исчерпывается заявлением о том, что «всё есть вода». Будь так, никто не считал бы его философом: краткие изречения, которые не сопровождались обоснованиями и доказательствами, греками к философии не относились, и были прерогативой т.н. «семи мудрецов». А ведь именно так выглядела «философия» Древнего Китая или Индии — мудрецы этих стран выдавали лишь краткие мудрёные изречения, которые не трудились обосновать. Это никакая не философия.
Подобное было, как уже отмечалось, и у греков. Однако «семь мудрецов» никакими философами не считались. Фалес стал первым. Почему? Потому что он создал новую систему мышления. Так, Евдем называл Фалеса первым, кому пришло в голову применить доказательства для подтверждения своих положений. Его мнение, согласно которому ничего слишком очевидного не бывает, и каждое утверждение должно от чего-то отталкиваться, стало, по выражению Жмудя, «действительно оригинальной и революционной идеей греческой геометрии».
Ранее никому и в голову не приходило пытаться искать подтверждение «фактам, истинность которых наглядна, а зачастую даже самоочевидна». Фрэнсис Бэкон позднее называл «это привычно» и «это общепринято» в списке наихудших возможных аргументов; поэтому Фалес, первым потребовавший чего-то более конкретного в основании суждений, по сообщению Аристотеля, уже древними авторами справедливо считался первым учёным и первым философом.
Концепции Фалеса и других милетцев, без сомнения, как указывает и Рассел, были именно что научными теориями своего времени, имевшими под собой веское обоснование. Широкое и активное применение греками научного метода к областям, раньше знавшими только прикладное, эмпирическое приложение, привело к тому, что, согласно Л.Я., «достижения греческих астрономии и космологии к концу V в. до н.э. были колоссальны и далеко превосходили всё, чего достигли другие народы древности».