Иисус зная что было не время собирания смокв, понимал, что ничего не найдет на смоковнице, но несмотря на это Он все же подошел к ней, как бы искав плода, но нашел одни листья.
Листья смоковницы опадают в начале зимы, и почти весь сезон дождей дерево остается голым, пока в начале апреля не начнут распускаться почки, возвещая приближение лета: "И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето" (Лк. 21,28) В Палестине смоковница плодоносит три раза в году: первый урожай весной: "Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки…" (Песн. 2,10-13); второй урожай в начале лета необычайно сочный, там где висели ранние весенний смоквы образуются первые летние смоквы: Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших… (Ос. 9,10); третий урожай это поздние смоквы в конце августа, они самые вкусные. Для чего мы все это исследуем? Теперь мы можем с уверенностью полагать, что не время собирания смокв - это зима, именно это время года в данном случае описывается в Евангелии, а если это так, то и листьев на смоковнице в это время года быть не должно, что подтверждает Евангелист Лука (Лк. 21,28). Таким образом, Иисус зимой увидел смоковницу с листьями, что не было хароктерно этому времени года, и не было хароктерно плодам на этом дереве, но Он увидел листья и не увидел среди них плодов. Поэтому то Иисус и проклял смоковницу, не потому что она была бесплодной в это время года, а потому что на ней были листья для этого времени года не хорактерные, а плодов не было. Проще говоря, Иисус увидел зимой смоковницу с зеленой листвой, что было нехароктерно для этого дерева. Но если листва, то тогда должны были быть и плоды, но увы…
Под смоковницей можно понимать людей: …вижу проходящих людей, как деревья (Мк. 8,24) под листьями - видимое благочестие: "Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши…" (Лк. 16,15) и еще: "… так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония" (Мф. 23,27); под плодами- покаяние: "сотворите же достойный плод покаяния… … Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3,8-10) Таким образом, Господь показал Своим ученикам, что видимое благочестие, не приносящее плода покаяния проклято от Господа: "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мф. 5,20).
Если же и среди нас, христиан, имеются некоторые, притворно показывающие благопристойность нравов без дел праведных, то будем ожидать, что Слово Божие как Человеколюбец, алча нашего спасения, иссушит семя зла в душе – самомнение, чтобы оно не приносило более плода тления – человекоугодничества, говорит прп. Максим Исповедник.