А.В.Аникин "Юность науки",1985 г. об Адаме Смите: "...Особое значение для него имело знакомство с Гельвецием...В своей философии Гельвеций, стремясь освободить этику от церковно-феодальных оков, объявил эгоизм естественным свойством человека и фактором прогресса общества. Новая, в сущности буржуазная, этика строилась на своекорыстном интересе, на естественном стремлении каждого к своей выгоде, ограничиваемом только таким же стремлением других людей. Гельвеций сравнивал роль своекорыстного интереса в обществе с ролью всемирного тяготения в природе. С этим связана идея природного равенства людей: каждому человеку, независимо от рождения и положения должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество. Смит развил эти идеи и применил их к политической экономии . Ход мыслей Смита можно представить так. Главным мотивом хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес. Но преследовать свой интерес человек может только оказывая услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Так развивается разделение труда ...Люди помогают друг другу и одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них эгоист и печется только о своих интересах. Естественное стремление людей улучшить свое материальное положение - это такой мощный СТИМУЛ, что, если ему предоставить действовать без помехи, он сам собой способен привести общество к благосостоянию. Более того, как говорится, гони природу в дверь - она войдет в окно: этот СТИМУЛ даже способен преодолеть сотни досадных препятствий, которыми безумие человеческих законов так часто затрудняет его деятельность ... Смит резко выступает против меркантилизма, ограничивающего "естественную свободу" человека - свободу продавать и покупать, нанимать и наниматься, производить и потреблять. Каждый человек ..стремится использовать свой капитал так, чтобы его продукт обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не думает при этом об общественной пользе и не сознает насколько содействует ей. Он имеет ввиду лишь собственный ИНТЕРЕС ( "интересы двигают жизнью народов," Гегель), но в этом случае, как и во многих других, он НЕВИДИМОЙ РУКОЙ направляется к цели которая совсем и не входила в его намерения...Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогода, когда сознательно стремится делать это. "Невидимая рука - это стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо воли людей и часто против их воли... (С проблемой МОТИВОВ и СТИМУЛОВ столкнулся и "социализм". Чем может быть заменена страсть людей к обогащению, которая в конечном счете, как говорил еще Адам Смит, толкает вперед капиталистическое производство? Может быть, просто социалистическим сознанием?. трудовым энтузиазмом?, патриотизмом? Ведь заводы и фабрики "принадлежат" народу, люди работают на себя ? ) ............
Её извратили. Это не социально-экономическая идея. Это Идея Эволюции малых групп ЕдиноМЫшленников, происходящая ЗА пределами общепринятых социальных процессов.
Ну и где Куба, Лаосъ, а где Советскiй Союзъ съ которого все
ЭволюцiонЭры брали примеры ?