Строго говоря, это не совсем так.
В мире есть как минимум ещё один доминирующий стилистический анимационный "полюс" - это американская анимация, основанная на стлистике американских супергеройских комиксов.
Но отчасти свои узнаваемые черы есть у польской, советской, сврокорейской, венгерской и итальянской анимации, плюс есть отдельные студии, стиль которых хоть и не является внутринаиональным, но достаточно влиятелен для того, чтобы ему подражало множество художников по всей стране.
Большие стили анимации - американской, советской и японской - сложились примерно в 50-80 годы, из-за сочетания экономических и культурных факторов - относительной открытости, относительной изоляции, желании утвердить свои реалии в существующем пространстве вымысла(особенно это касалось фантастического жанра)
Сначала сложился американский стиль рисовки, затем, через подражание ему - японский. В 70-ые-80-ы годы они почти слились, затем разошлись.
Чтобы национальный стиль анимации сложился, необходимы сразу несколько условий.
Но попробую выделить главный фактор.
Необходимо, чтобы массовая культура в значительной степени опиралась на подражательное демонстративное потребление сопутствующих анимации товаров.
Такая ситуация сложилась лишь в США и в Японии в 70-ые годы - только там изначально производство фигурок, игрушек, компьютерных игр, материального мерча для косплея и вечеринок делало такой дорогой, трудоёмкий и неблагодарный труд окупаемым.
В европейских странах это себя проявляло меньше - и как итог, комиксы распадались на сотни авторских стилей, которые люди рисовали в свободное от заработков время, на много мелких анимационных студий, в которых не происходило стяжения национальных фантастических миров и мифов.
Есть и культурные причины, конечно - изоляция, мода, степень художественной солидарности, раскрученность отдельных приёмов и манер рисовки, традиции - но в основном, причина в игрушках и игровой индустрии.
Там, где геймфикация социума высокая, где материальные игрушки и фигурки, производимые массово по авторской вселенной - предмет активного коллекционирования, где они социальный медиатор, где они часто задействуются в рекламе, где авторское право хорошо охраняется(но позволяет фанфики и подражания писать, при этом) и авторы не голодают, где есть интерес к событиям внутри страны(культурная независимость) - там среда благорасполагает к формированию самобытной анимационной субкультуры национального уровня.
Очерь интересный ответ.
Спасибо за потрясающий ответ, вынесем в наши соцсети!
Весь мир имеет свой стиль, я б даже сказал... что в Японии... он как-то стоит на месте..