В основном по внутренним причинам: понятно, что никакое техническое превосходство не могло позволить нескольким сотням испанцев (1000 в войске — предел) опрокинуть империю, которую населяли миллионы. Просто у ацтеков, во-первых, были сильные внутренние распри, которые стократно обострились с появлением Кортеса и гибелью Монтесумы II (которого почти наверняка убили именно политические противники из числа ацтеков). Во-вторых, у них имелось много местных врагов, те же тлашкаланцы, и почти все они мгновенно встали на сторону конкистадоров, разумеется.
Так что рыба сгнила с головы. Вот у арауканов не было такой проблемы — и их Испания так и не сумела покорить, это сделали уже независимые Чили и Аргентина в самом конце XIX века. А империя ацтеков так легко и быстро распалась из-за своей политической слабости. Не нашлось людей, способных в критический момент её объединить и отстоять хотя бы в форме вассального Испании государства, что как раз изначально предлагалось (возможно, способные сделать это люди как раз погибли при Отумбе). Ну и надо отметить, что после Ночи Печали и битвы при Отумбе испанцы уже были настроены именно на то, чтобы это государство уничтожить, время переговоров закончилось. Собственно, с падением Теночтитлана империю уже нельзя было назвать каким-то государством, она в таком качестве немедленно перестала существовать.
То есть у них типичная судьба практически любой империи
безграмотно переписан школьный учебник
"Чтобы начались беспорядки не нужны никакие кризисы, войны - достаточно лишь того, чтобы каждый шестой начал кашлять" - цивилизацию ацтеков уничтожила простуда!
Очень смешно (нет)