Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему фильмы Андрея Тарковского считаются классикой?

Искусство и культураКино
Вероника Пономарёва
  ·   · 10,6 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 30 апр 2016  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Художник всегда соразмерен вопросам, за которые он берётся. И если очень хорошие режиссёры берутся за проблематику истории и социальных конфликтов, великие режиссёры берутся за само бытие.

Тарковский не только предложил новое, сугубо кинематографическое единство формы и содержания, не только установил новую планку кинематографа как искусства, но и — практически единственный — дал в своём творчестве адекватное предложение того, как, несмотря на всё происходящее в мире, можно всё-таки как-то продолжать жить, что-нибудь делать, к чему-то стремиться.

"Андрей Рублёв" — об искусстве в условиях морального распада всей окружающей действительности. "Сталкер" — о том, что спасение может быть только личным. "Солярис" — о попытке остаться человеком при столкновении с нечеловеческим. "Жертвоприношение" — о жертве, которую каждое старшее поколение должно принести каждому следующему.

Подобные темы очень сложно поднять — на сугубо индивидуальном уровне. Для этого нужны и цельное мировидение, и способность протягивать связи между очень удалёнными культурными пластами — а ведь кино в то время было всё ещё очень молодо, в нём почти не было практики постановки такого рода задач.  Поэтому Тарковский открыл свой собственный язык — во многом наследующий из опыта религиозного Возрождения — и который мы с тех пор постоянно встречаем в работах других режиссёров (таких как Бела Тарр, Триер, Малик, даже Кристофер Нолан).

Этот язык скорее показывает, чем рассказывает. Герой Тарковского может быть очень внешне спокоен, но переживать огромное внутреннее напряжение — которое проявится вне его, в ветках, воде, камнях. Это растворение частного в общем, частное как общее, неотделимость человека ото всего остального мира, и от других людей.

Наконец, Тарковский оказывал огромное влияние просто своим отношением к искусству. Для него искусство было способом возделывания человека, способом бескорыстия, способом служения, а художник всё время расплачивался за дарованную ему возможность брать что-то, что нельзя даже сформулировать, и делать это ясным и ощутимым.

Всё это вместе — отношение, вопросы, язык — оказались достаточно широкими и всечеловечными, что им попросту некуда устаревать.

Пожалуйста, не прекращайте отвечать.

кинодокументалист, редактор, архивариус   · 29 июл 2021
так сложилось)) я думаю, что тут причины надо искать не только "чисто творческие", но и "социально-политические". в каком смысле Тарковский попав в золотую середину между "не давали снимать" (например, Калик) и "снимал... Читать далее
Эксперт в области кино.  · 11 окт 2018
Прежде всего, нужно понимать, что Тарковский непросто классик отечественного кино, но и мирового в целом. Он создал свой уникальный киноязык, особенностью которого, как он сам это называл является "поэтичность".  В своей книге "... Читать далее
ИТ, изучаю психологию.  · 15 апр 2017
В его работах затронуты огромные пласты философии, культуры, они многогранны и многозначны. Сам Тарковский, будучи человеком, видел только часть. Гениальность заключается в том, что его работы много больше его самого. Поэтому... Читать далее
научный сотрудник, микробиолог-биотехнолог  · 30 апр 2016
Моё личное дилетантское мнение. У Тарковского свой "почерк", узнаваемый чуть ли не с одного кадра. И этот стиль уже стал образцом, каноном. Современные кинематографисты либо тонко используют, либо порой грубо воруют приемы... Читать далее
Формирование общественного мнения прекрасно описал Г.Х.Андерсен в сказке о голом короле. На мой взгляд, с Тарковским именно этот случай. Нет, я не против серьезного, "философского" кинематографа; но не надо путать философию со... Читать далее

Наконец-то кто-то это сказал.

Каждому требуется разное количество времени, чтобы понять сложные кинокартины: кому-то хватит одного просмотра, а кому-то надо сорок два раза его посмотреть. Но при горячем желании, когда искусство заставляет читать дополнител... Читать далее

С какой работы Тарковского вы рекомендуете начать знакомство?