Начнем с самого жанра film-noire, "фильм-нуар". Классическая форма "фильма-нуар" - это 1930-е - 1960-е годы. В США в 1960-е классические "нуары" уже не снимали, в Европе "последним могиканином" был Мельвиль.
Что было характерно для классического "нуара" как жанра? Это детективная интрига как основа сюжета, это амбивалентность персонажей (в отличие от классической схемы, где протагонист-антагонист выявляются с самого начала), это минорный повествовательный фон и ограниченная локация (как правило - только город, чаще всего - только один город, и нередко - только один район).
Когда эти характеристики нарушаются, перед нами предстает "неонуар". Хороший пример неонуаров - "Бешеные псы" и "Джеки Браун" Тарантино. Там различия идут на уровне стилистики кинематографического повествования: Тарантино снимал как бы нуары 1950-х ("Джеки Браун" можно сравнить с "Печатью зла" Орсона Уэллса), но при этом режиссерские приемы заимствовал из более поздних эпох.
Теперь обратимся к "Берегись автомобиля!". Почему это "неонуар"? Там присутствуют все жанровые признаки классического "нуара", начиная с черно-белого кадра (что, впрочем, в СССР решалось не режиссером, а студией на стадии утверждения бюджета проекта). Но при этом все они в ходе повествования обыгрываются - происходит то, что называют "остранение". То есть режиссер постоянно и сознательно выходит за границы жанра.
Почему это "необычный неонуар"? А здесь нужно посмотреть, как жанровые признаки "нуара" обыгрываются Рязановым.
Главной по-прежнему является детективная интрига, однако "на пару" к ней добавляется интрига комедийная. Для классического нуара это было немыслимо, на и для обычного "неонуара" - тоже.
Очень необычный, в сравнении с классическим нуаром, актерский ансамбль. Почему именно Олег Ефремов играет следователя? Потому что внешне он похож на Хамфри Богарта - легендарного исполнителя главных ролей в нуарах "Мальтийский сокол" и "Глубокий сон". Но при этом следователь Подберезовиков - не трагедийный (как Спейд и Марлоу в названных лентах), а комедийный персонаж. Преступник Деточкин в своем образе совмещает двух персонажей "нуара" - это собственно преступник, и "роковая красотка" (позднее такое совмещение будет в "Брате" Балабанова в образе Сергея Багрова).
Еще одна необычная черта "Берегись автомобиля!", ставшая характерной для мирового кинематографа, но где-то лет на 15-20 позже - ироническое обыгрывание киноклассики. О "комедийном Богарте" Ефремове я упоминал выше, отмечу также заимствование сюжетных мотивов из "8 1/2" Феллини и "Гамлета" Козинцева (линия театрального спектакля). А поскольку Деточкин в фильме - это не просто Деточкин, а Деточкин/Гамлет, то возникает типичный "постмодернистский" (самого термина "постмодерн" тогда еще не было) повествовательный узел, когда "совы не те, кем кажутся".