Фильм-нуар, или «черный фильм», — так в 40-е годы французские критики начали называть черно-белые американские картины с детективным сюжетом, часто с героем-детективом, роковой красоткой и городскими пространствами, полными мрачных и загадочных теней. К традиции нуара Голливуд снова обратился в 1970-е годы, хотя «новый нуар» — неонуар — уже мог сниматься в цвете, а элементы детектива могли не быть в нем основными.
Казалось бы, при чем здесь советская комедия середины 1960-х годов «Берегись автомобиля»? Но сценаристы Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский задумали фильм в том числе и как пародию на детективные истории. Поэтому впервые их герой — страховой агент Юрий Деточкин — появляется на экране в обличье таинственного ночного преступника, угонщика автомашин тех, кто заработал на них нечестным путем. Свои преступления Деточкин совершает чаще всего ночью, поэтому режиссер Эльдар Рязанов и операторы Владимир Нахабцев и Анатолий Мукасей сполна используют таинственные тени, четкие силуэты и острые углы, характерные для классического нуара. Так зритель сразу понимает, с каким экранным миром имеет дело, а потом этот мир ставится Рязановым с ног на голову.
Вы можете убедиться в этом сами: фильм был снова выпущен в прокат 8 июля 2021 года в отреставрированной версии киноконцерном «Мосфильм» и журналом «Искусство кино», а мы совместно со Станиславом Дединским собрали к выходу фильма сборник документов о его почти детективном создании — «Берегись автомобиля. Расследование».