Джаз — не сложная музыка. Джаз — музыка, требующая небольших навыков. Ведь можно ездить на велосипеде, а можно ездить на машине. И то, на трёхколесном проще ехать, чем на двухколёсном. Для того чтобы перейти на новый этап с велосипеда, нам нужно время. Ведь люди могут ездить на трехколёсном велосипеде всю жизнь, но они почему-то с возрастом хотят ездить на двухколёсном. Это происходит оттого, что они научились держать баланс. Они начинают ездить без рук, потом они понимают, что скорости и маневренности больше на двухколёсном велосипеде. Так же и в музыке. Сначала мы слушаем простую музыку. Нам это интересно, доставляют удовольствие простые мелодии, красивые. Консонанс, всё звучит красиво.
Самое простое — это популярная музыка, где повторяется один и тот же рефрен, где можно запомнить песню. Все запоминают так называемый крючок, за который песню начинают любить, который потом повторяется много раз.
Да, этот велосипед — поп-музыка. Она может быть хорошая — трёхколесный велосипед тоже может быть хорошим, он неплохой. Но он простой, правила его использования быстро запоминаются. Вот песня, допустим, «Наш сосед». Это «пап, пап, пам-пара-бара, пап, пап, пам-пара-бара пап» все запомнили. Это бессмысленно, но всем нравится. Песню написал друг нашей семьи Борис Потёмкин. Все её полюбили. Но песня о том, что в доме поселился замечательный сосед, он играет на кларнете и трубе. Играет, на самом деле, джаз. Или песня Пола Маккартни: «Хо-хэй-хо! Хо-хэй-хо!». И все помнят по этой простой фразе, не имеющей никакого смысла. Вот это трехколёсный велосипед. Он хороший, прекрасный. Иногда его изобрести сложнее, чем самый навороченный велосипед с 25-ю скоростями.
Или можно еще провести аналогию с едой. Мы сначала едим мамино молоко — оно такое вкусное. Потом у нас вырастают зубки, нам хочется пожевать. Потом хочется чего-нибудь солёненького, потом перчёного. Всё время вкусы и ощущения меняются. Можно просто на чём-то остановиться и не искать себе изысков, но в какой-то момент мозг требует новой пищи, новых ощущений для того, чтобы жизнь становилась разнообразнее. Появляются новые ощущения, у людей, которые читают, следят за современной литературой, за современными видами искусства, читают об истории, у них пытливый ум. И поэтому простая музыка, совсем без всякой перчинки, перестает им нравиться. Они начинают находить потребности для своего мозга, для своих ушей в сложной музыке, в классике. Но есть классика — Моцарт, Бетховен, а есть классика — уже Шостакович, Прокофьев, Дебюсси, отличающаяся даже от привычной классики.
Потом они находят интерес к джазу, который, с одной стороны, сложная музыка. К ней нужно прислушаться и вникнуть, привыкнуть к скорости, которая идёт в джазе. Когда идёт сложная импровизация, бывает трудно уловить мелодию. А почему трудно? Потому что она идёт очень быстро, и в потоке этих быстрых нот трудно уловить эту канву. Но если ты слушаешь её чуть чаще, если твой пытливый ум начинает концентрироваться, и внимание сосредотачивается, то эта мелодия, которую музыканты играют быстро, вдруг становится понятной. Она вдруг начинает тебя увлекать, становится как рассказ, как слог того же Достоевского. Его можно читать-читать, иногда можно даже устать, а потом вдруг этот слог превращается в такую музыку и такие впечатления, даёт эмоции, разворачивает твоё понимание. Так же и джазовая музыка в её лучшем варианте. Мелодия, ритмы, смещение ритмов и акцентов — это всё неожиданно, но это тебе нравится. Тебе это даёт ощущение нового вкуса, нового прилива эмоций. Мозг начинает расслабляться, он вдруг получает не одинаковые импульсы, а всё время разные. Это заставляет мозг работать, но в то же время позволяет отдыхать. Это трудно объяснить, но джаз имеет свои особенности. Есть лиричный джаз: играются красивые баллады, где слышны мелодия и великолепные новые гармонии.
Поэтому джаз не такой сложный, к нему просто нужно правильно подойти. Для этого надо иметь желание развиваться, развивать свой слух, память, кругозор. Если начинать слушать джаз, то в джазе есть Луи Армстронг, песни которого все знают, есть и Бобби Макферрин, Don’t Worry, Be Happy тоже все знают. Есть Take Five, есть Глен Миллер, музыку которого знают все от мала до велика. Это же тоже всё джаз. Возьмите популярные песни 1930–1940-х годов, да и наши песни Дунаевского — это тоже практически джаз. И гармонии джазовые. И такие песни, как «Пять минут» — это тоже очень непростая мелодика. Если её на ноты записать, будет не так просто. И спеть её не так просто, а песня знаменитая. Тоже имеет отношение к джазовому развитию мелодии.
Так что джаз не сложный, он разный. Он может быть очень сложным, может быть даже хаотичным. Некоторый джаз мне не очень нравится. Но элементы любого джаза можно вставить в импровизацию и сделать из этого какую-то музыкальную историю, используя любые музыкальные приёмы как классики, так и джаза. Есть и поп-джаз, который, в общем-то, популярен и звучит на радио. Джаз постоянен. Многие даже не знают, что это джаз. Я думаю, эта музыка разнообразна и интересна.
Бывают и плохие примеры джаза. Бывает, музыканты безответственно называют свою музыку джазом, не научившись играть ни джаз, ни классику. Так что иногда джаз является такой ширмой для всего: и для хорошей музыки, и, к сожалению, для плохой.
Задали вопрос, в ответ получили полный текст странных и несуразных аналогий, так держать
Типографика...Звучит так будто я хочу увидеть их обложки:)