Во-первых, то, что вы называете умом (лучше интеллектом, так точнее), определяется двумя важными вещами - генетикой и воспитанием. Это правда, что определённые задатки могут быть или не быть у человека с рождения, но лишь некий базис, но без их развития, даже самый потенциально талантливый ребёнок, в итоге может стать обычным тупарём. Поэтому умными не рождаются. Вот здесь и играет роль воспитания. Всё идёт от семьи и окружения ребёнка. Если в семье принято читать умные книги, то и ребёнка будут к этому приучать. Если в семье принято вести себя интеллигентно, то и ребёнок, хотя бы отчасти, но будет перенимать эту модель. Среднестатистический человек - не большого ума, едва ли имеет некий талант к воспитанию ребёнка, поэтому создаёт благодатную почву для создания ещё одного тупаря в этом мире. Пример семьи и пример друзей, с которыми общается ребёнок - решает катастрофически многое. Не обязательно и даже не стоит прямо насильно заставлять ребёнка "набираться ума", это, скорее, только вызовет обратную негативную реакцию. Для начала нужно просто показать личный пример - если вы сами будете постоянно читать книги, просвещаться, расти над собой, то ребёнок это увидит, ему будет интересно, что вы и как делаете, зачем, он начнёт подсознательно вас копировать, а потом при лёгком вашем руководстве и наставлении и сам втянется. Так и со в сем остальным. Если в семье принято пить. курить, ругаться матом - можно с 99% уверенностью говорить о том, что это и будет делать ребёнок в будущем, причём, возможно, что самом ближайшем. Дети, мыслят очень примитивно, но логически. Отец, который курит, но говорит ребёнку, что курить плохо - это диссонанс, тогда ребёнок воспринимает его слова как бла-бла-бла. Отцу можно курить, он взрослый, значит и я буду курить, я буду тоже взрослым, буду как отец. Я на личном примере встречал родителей, которые позволяли говорить своим детям-школьникам, что их учителя - нехорошие унизительные слова, была одна мамаша, что в лицо вузовскому преподавателю, кандидату наук говорила, что за свою жизнь не прочитала н и одной книги и этим гордится - книги скучные, это для ботанов. Так нахрена тогда ты засунула свою дочь в вуз - пусть идёт туда, где не нужно ничего читать - на рынок картошку продавать. Вот у таких родителей и вырастают тупые дети, которые к тому же просто презирают умных и превозносят свою тупость. В моей семье отец всегда старался показать хороший пример, хоты бы частично, но признавался в своих слабостях и неправильных поступках, говорил почему не следует повторять его ошибок. И я прислушивался, насколько мог. В детстве у меня весь дом был завален книгами, даже полок не хватало.
Во-вторых, про работу. Не каждый человек, что не растёт в своём умении - дурак. В большей степени - это лень, которая, безусловно, основа глупости, но это не одно и тоже. Есть просто люди-халявщики, которые не хотят напрягаться, ЗП капает, зачем что-то улучшать. Через определённое количество времени они уже не смогут думать, даже, если захотят. Это да, согласен. Самосовершенствование - это критично, чтобы вы не делали.
В-третьих, выделю мысль чётче и короче. Почему много глупых людей? Потому что не могут быть все умными. Постоянно читаю, что средний IQ обычного человека 100-120. Это бред. Вот у меня есть друзья, строители, только со школьным средним образованием, даже пту не окончили, при этом достаточно не глупые и адекватные люди, а как для рабочего класса, так вообще интеллигенция. IQ чуть больше 90, что уж говорить об их коллегах-неандертальцах, которые без ошибки могут написать только своё имя и постоянно смотрят Рен-ТВ и криминальные новости. Это просто математика - средний человек - средней тупости, умных и умственно отсталых всегда мало, это исключение из общего правила. Да, можно повысить средний уровень интеллекта у населения, но это сложный и длительный процесс, гос-во во многих странах, особенно у нас, не сильно в этом заинтересовано. Здесь закон подлости работает - чтобы вырастить умного адекватного человека, нужно чтобы много чего хорошего совпало, много приложить усилий, а тупаря - достаточно ничего не делать, пустить развитие ребёнка на самотёк. Сорняки растут сами, а культурные растения нужно тщательно возделывать.
В-четвёртых, эффект Даннинга-Крюгера. Это когнитивное искажение в восприятии реальности, когда бездарный, некомпетентный человек считает себя специалистом и, к тому же, ко всем ещё лезет со своими "ценными" советами. Попытка объяснить, что он не прав, вызывает только гнев в ответ и ещё большую его уверенность в своей правоте. Таких людей не переделать, до них не достучаться. Во многом, это тоже результат неправильного воспитания, который закрепился на уровне черт личности.
При Екатерине Great подданые шибко были недовольны- Пугачевский бунт, однако виновной в этом она себя не ощущала.