В детей забрасывают то, что считают нужным - создают, так сказать, базу, начальное знание, на которое можно будет опираться в будущей жизни. И никому не интересно, что ребенку может не нравиться что-то из предложенных произведений. Благо, если что-то в голове отложиться. Интерес к чтению убит? Не беда: мы же запомнили пару цифр из жизни Толстого, запомнили, что "Война и мир" - это роман-эпопея, а не повесть? Культура+. И вообще не важно, что теперь этот самый Толстой с его романом сидит в печенках и вызывает только гнев и негодование. Так и со всей программой по литературе.
А что со взрослыми? "Я уже прочитал все, что нужно" или "Я не хочу, мне лень, лучше посмотрю сериал и т.д. и т.п". Не рассказали, не показали, почему чтение интересно. Просто забросили в память какие-то факты, какие-то непонятные размышление о ненужных героях; заставили написать тройку-другую сочинений о главных героях, их поступках - но никто так и не понял, зачем это было нужно. Так и живем
Взрослые прошли уже самоидентификацию. Им всё равно на внутреннее развитие. Система образования же следит, хотя и плохо, за тем, чтоб вложить хоть какие-то понятия о нравственности в ребенка.