Тут надо понимать связь Божественной комедии со всей Средневековой культурой в целом, и в частности литературой. Считается, что Божественная комедия -- это синтез в принципе всей средневековой культуры. Корни образа Беатриче восходят к лирике трубадуров, в которой была разработана концепция куртуазной любви, иначе -- культ Прекрасной Дамы. Суть была не в достижении собственно любви женщины (часто женщины даже не знали о своих поклонниках), а в духовном развитии. Важно было, что ради нее рыцарь совершает подвиги, совершенствует себя и т. д.. Собственно и любовь Данте к Беатриче соответствовала классическому образцу: к моменту "первой встречи" она была ребенком, ко "второй встрече" она была уже замужней, а еще позже и вовсе умерла. В итоге она все время оставалась для Данте идеальной и, что очень важно здесь, недостижимой Прекрасной Дамой. В Божественной комедии получается, что стремясь к Беатриче он все больше и больше приближается к совершенству, что равно служению ей в качестве Прекрасной Дамы.