Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему «Черный квадрат» Малевича — это искусство?

Искусство и культура
Yulia Kondratuk
  ·   · 73,1 K
Искусствовед, генеральный директор Школы...  · 28 янв 2017

Я очень люблю этот вопрос! 

Начну как всегда из далека))

Ответ на вопрос о «Черном квадрате» несколько глубже, чем бы могло показаться.

Для начала необходимо окунуться в историю искусств, а именно на рубеж 19 и 20-ых веков. Итак, Импрессионисты, они первыми заявили и стали изображать мир вкруг, не так как это делали академисты, а так как они его видели: с игрой света и тени, с не классической композицией, с совершенно другим подходом к изображению мира.

Именно импрессионисты послужили отправной точкой для современного искусства. Далее появились постимпрессионисты, которые продолжили экспериментировать, прежде всего с цветом (напр. Фовисты в лице Анри Матисса) и затем с формой предметов (напр. Кубисты, в лице Пабло Пикассо).

Все эти эксперименты максимально упрощали изображаемые предметы (но, ни в коем случае, не в плохом смысле этого слова). Это все было своего-рода нормальной эволюцией живописи и искусства в целом, было вполне логично, что по истечению многих тысяч столетий, начиная от античного искусства, разбирая изображаемый предмет на составные части, форму, цвет и линию искусство придёт к основе основ всего – к черному квадрату.

Возвращаемся к Истории искусств, кубисты – они разобрали мир на простые формы, в основе их искусства лежит совокупность простых основ (сфера, конус, цилиндр). Эти фигуры лежат в основе любого натюрморта и природы в целом. Кубизм – это исследование формы и ее эмоциональное наполнение. В работах Анри Матисса мы видим красоту цвета, формы и орнамента. В его произведениях большую роль уделял линиям и ритму.

Параллельно с кубизмом и фовизмом идут футуристы. Для последних, была характерна тема быстроты времени. Посмотрите работы Умберто Боччони, его произведения напоминают «вид из окна проносящегося поезда». В 1905 году состоялась первая выставка футуристов, на которой был объявлен Манифест, они говорили, - что они расчищают путь для нового восприятия времени. Они разрушали все, что было (в искусстве), что бы пришли новые, будущие художники.

Чуть позже (1915-е г.г.), но практически параллельно начинают появляться и развиваться конструктивисты. Ярким представителем конструктивистов был Родченко – увлекался чистой формой (это было особенно на пике, так как в России закончилась революция, все было пронизано новой, чистой формой, новой жизнью).

НО все выше перечисленные художники ищут себя на «базе» старых искусств. И теперь мы подходим к самому интересному, в это же время начинает формироваться группа художников, которая нашла совершенно новый путь – Это Василий Кандинский и Казимир Малевич. Первым в своей новаторской идеи был – Василий Кандинский, со своей теорией абстрактного искусства, цвет и движение без сюжета и иллюстраций, гармония и динамика за счет цветовых пятен и линий. Эмоция художника – напрямую транслируется зрителю. Посмотрите его работы, и сразу все поймете.

К 1915 году Казимир Малевич создает теорию нового искусства. Чуть раньше Василий Кандинский создает свою теорию абсолютного искусства. Основная его идея это цвет и движение без сюжета и иллюстраций, баланс гармонии и динамики, его работы это цветовые пятна и линии. Таким образом эмоция художника напрямую передается зрителю, без какого-то было пересказа или искажения. 

Идея К. Малевича была чем-то похожа на Кандинского, но все-таки отличалась. К. Малевич и супрематизм – это очень четкая идея, искусство проходит стадии созревания, и выходит на чистую форму супрематизма. Малевич называл этот путь так «От фовизма и кубизма к супрематизму». Идея супрематизма – это возвращение к началу искусства, к истокам цвета и формы, полный уход от образности (в этом схожесть с Кандинским). По теории Супрематизма существуют 3 формы: квадрат, круг и крест, треугольник только в рамках композиции. Чистые цвета: черный, белый, красный, синий и желтый. Знаменитый «Черный квадрат» - это идея концентрации супрематизма.

Казимир Малевич с идеей Супрематизма – в его теории искусство проходит стадии созревания, выходя на чистую форму суприматизма. Возвращение к началу искусства – исток цвет и форма. Гармония, пропорции, ритмика в сочетании с простыми цветами, абсолютно полный уход от иллюстрированности. 

Черный квадрат – это концентрация идеи суприматизма. Черный цвет – макро/микро космос, точка отсчета. Искусство Малевича, отлично «встраивалось» в новую Советскую жизнь. Это уже совсем другое искусство, оно очень философское, для его понимания и объяснения пишется теория. Поэтому, рассматривать Черный квадрат, без какого либо контекста, и считать это изображение примитивным, совершенно нельзя. Для его понимания нужно изучить все прошлые эпохи и тогда все станет логично и понятно.

Казимир Малелевич был новатором, и для начала 20 в. Его тезисы и искусство были чем-то невероятным. Искусство нельзя рассматривать с позиции "и я так могу нарисовать..." Малевич со своим Манифестом был первым, и именно поэтому он новатор. У него есть и другие работы, где видно, что он действительно художник. Некий перелом стал происходить на рубеже 20-21 в.в., стало главным не искусство с эстетикой, а концепция, и художниками стали называть себя даже те, кто толком не умел рисовать.... Но прошло время, и вновь востребованы художники, способные создать удивительной красоты полотно, и в то же время, эти же художники могут сотворить нечто простое, написать концепцию и это будет гениально.

Казимир Малевич представил свой знаменитый «Черный квадрат» в 1915 году на выставке носившей название «0 10». Черный квадрат это манифест, это новое искусство. Малевич свел все искусство прошлых эпох к нулю и пошел совершенно другим путем. Супрематизм переводится как высший/ преодоление – этими прилагательными можно охарактеризовать и творчество Малевича. Стоит отметить, что Малевич намеренно повесил свой квадрат на выставке в красный угол, в русских домах на этом месте всегда висела икона. 

После революции 1917 года супрематизм отлично «встраивается» в советскую жизнь, супрематистские формы начинают наносить даже на фарфоре Императорского Форвардного Завода, вплоть до 1919 года.

Надеюсь мне удалось удовлетворить ваш интерес.

1 эксперт согласен
> После революции 1917 года супрематизм отлично «встраивается» в советскую жизнь, супрематистские формы начинают... Читать дальше
Доктор искусствоведения  · 11 мар 2015
Как и другие футуристы, Малевич считал, что способ, которым мы воспринимаем и понимаем мир, слишком узок. Пять физических чувств и их рациональные анализаторы (то есть, язык и логическое мышление) ограничивают наше... Читать далее
1 эксперт согласен

Это же просто квадрат)))0)

Студентка, экономический факультет  · 6 нояб 2015
Для меня все творчество футуристов, что в живописи, что в литературе, это так или иначе насмешка над традиционными формами и правилами искусства, это резкий контраст с ними: "Вы любите розы? А я на них срал". Футурист вполне... Читать далее

Именно так, это стеб!

Писатель, автор романов "Почтовый ящик"...  · 6 нояб 2015
Ирина Александровна Антонова, которая тут ограничилась кратким ответом, когда-то объяснила, что "Черный квадрат" означает новый период в искусстве: закончили все, что было, "обнулили" и начали творить снова с самого простого, с... Читать далее
дизайнер интерфейсов, юзабилити-аналитик  · 28 янв 2017
Когда я был в Русском музее и стоял возле Черного Квадрата, ко мне подошел пожилой мужчина, и спросил, что я думаю об этой картине. Я сказал, что у меня смешанные чувства и я не понимаю, в чем тут ценность. Старичок... Читать далее
Архитектор  · 1 июн 2015
Потому что он не черный и не квадрат )). Мало того, там стороны не параллельны друг другу и не параллельны краям картины. Но вам сказали что это черный квадрат - и вы верите. Почему-то наиболее известен именно квадрат, хотя... Читать далее
квазифилолог, приверженец северной традиции  · 28 янв 2017
Почему-то зачастую культурологи обходят стороной техническую сторону живописи, хотя зачастую это краеугольный понимания для глубокого понимания какого-либо произведения. Не буду вторить другим ответчикам, скажу лишь что сам... Читать далее
Инженер-строитель  · 28 февр 2016
Я где-то слышал, что когда впервые показывали картину Черный квадрат, её умышленно повесили в помещении в углу, который издавна называется красным. Как бы намекая, что вот вы смотрите в место, где должны быть иконы, но там -... Читать далее
бакалавр истории искусств  · 29 февр 2016
Изначально знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного... Читать далее
Отвечу не как сведущий человек, а как простой обыватель. Для меня основной посыл супрематизма (как и других неоычных "измов") такой: "Вы смотрите на реалистичную картину и испытываете чувства. Но вы испытываете их и тогда... Читать далее