Пелевина сложно критиковать, ведь в его произведениях присутствует интертекстуальность (многослойность), что позволяет применять модную концепция "смерть автора" (не важно, какой смысл заложил автор, важно, какой нашли мы). Такой подход позволяет снять ответственность с автора, мол, отсылки не разглядел, значит не интеллектуал. С точки зрения скрытого смысла его трудно критиковать. Это вступление.
В начале книги "Generation П" перед читателем встаёт вопрос, что такое "П"? Поколение Пепси? Поколение Пелевина? Люди выстраивают целые теории, но в самой книге автор ничего про это не говорит. И на выходе мы имеем в голове много загадок и теорий, которых, возможно, и не было в произведении. Читатель сам конструирует в голове нечто, а потом восторгается Пелевиным, какой тот гений, что такое придумал. Так или иначе. Пелевин, это бренд, и он этим прекрасно пользуется. У него простая подача (простой язык), куча интересных цитат, отсылок, поэтому читатель с удовольствием "кушает" это. Иронично, что в книге "Generation П" речь идёт именно про рекламу. Эту книгу читали даже те, кто не очень любит Пелевина, но они нашли там отсылки к периоду своей молодости (герой книги как раз придумывает рекламу брендов, исходя из идей своих соотечественников, что привлекает внимание). Кто-то на этом моменте скажет: это же гениально, Пелевина "впаривает" книгу, в которой написано, как нужно "впаривать", это какой-то метауровень… Но ведь мы не знаем этого наверняка, мы просто убедили сами себя, что это так, нас заставили поверить (как реклама).
Читая Пелевина, я поймал себя на следующей мысли: если меня спросят о чем та или иная его книги, я не смогу рассказать (в целом). Возьмём книгу "Чапаев и Пустота". Куча отсылок на индийскую и китайскую философию. Зачем пытаться искать отсылки, если я могу отдельно почитать философию? Пелевин берет "вкусный лавашик" (стиль изложения) и в него заворачивает разные ингредиенты, вы ощущаете экзотический вкус, но вы не понимаете, вкусно это или нет. Зачем читать восточную философию, мифологию, историю Чапаева, историю 90-ых, если можно взять готовый "лаваш" у Пелевина. Забавно то, что после прочтения Пелевина часто лезут в интернет, чтобы прочитать про те или иные отсылки. То есть, всё равно приходиться читать. В итоге, мы изучаем про Вавилон, Чапаева, восточную философию, выстраиваем в своей голове некую концепция, но почему-то продолжаем "молиться" Пелевину, хотя всю работу проделали мы, а не он. По факту, его книги, это симулякры (книга, как символ есть, но за этим символом нет ничего).
Скажу сразу, мне нравятся некоторые книги Пелевина, именно благодаря глубокому погружению в его творчество мне удалось сделать такие выводы. Я никогда не считал его гениальным писателем. Если выбирать из двух Ваших вариантов, то я бы выбрал "гениальный маркетолог".