Ум представляет из себя поток постоянно изменяющихся частей. Есть грубые уровни ума, есть тонкий ум. Грубые уровни ума взаимодействуют с материальным миром, подчиняются причинам и причиняют следствия в материальном мире. Из-за этих взаимодействий возникают привязанности ума к разным вещам, появляется жажда, желание обладания чем-то или избавления от чего-то, появляется неудовлетворенность таким состоянием, страдания (дуккха). Тонкий или чистый, или просветленный/пробужденный ум не участвует в причинно-следственных связях материального мира. Он не имеет желаний связанных с материальным миром, поэтому не испытывает неудовлетворенностей, страданий.
Около 2500 лет назад жил принц Сиддхартха Гаутама, который осознал существование причинно-следственных связей (рождения, болезни, смерти), после чего решил найти путь выхода из этого состояния, покинул дом и семью, стал монахом и в результате многолетних поисков и йогических практик нашел способ остановки грубых уровней ума и осознания своего чистого основного ума. То, что называют просветление или пробуждение. А его стали называть Будда. Далее он основал монашескую общину, в которой рассказывал всем желающим о своем пути достижения этого состояния. Эти объяснения стали основой буддийского учения, которое со временем было дополнено и широко развернуто разными людьми. Образовались разные направления буддизма, школы.
Важное для всех школ понятие — несуществование души или неизменного Я. Так как мир представляет собой постоянно движущийся процесс (анитья), в нем нет места для каких-либо неподвижных постоянных частей. Так, ум или личность представляет собой поток мгновенных, постоянно сменяющихся состояний, похожих на кадры кинофильма. В буддизме отрицается позиция мышления, когда личность неизменна (анатмавада). По этой же причине отрицается существование Бога, как неизменной личности.
Действие причинно-следственных отношений называют кармой. Есть ряд правил поведения, помогающих избегать накопления неблагих последствий кармы, причиняющих страдания-неудовлетворенности, а также приводящих к накоплению благих последствий кармы. Основные правила:
- Не убивать.
- Не воровать.
- Не врать.
- Не развратничать.
- Не принимать наркотики, алкоголь.
Важное понятие срединного пути, означающее избегание крайних позиций мышления. Человек правильно мыслит тогда, когда похож на настроенную струну. Если струна расслаблена, она не играет. Если струну перетянуть, она лопнет. Так же и человек, если чрезмерно мучает себя воздержаниями, не добьется счастья, но и если живет лишь для удовольствий, тоже не будет счастлив.