Однажды мне предстояло заключить договор о сотрудничестве с иностранцем, которого я совсем не знал. Работа планировалась ответственная и мне после короткого разговора-знакомства предстояло принять решение - можно ли с этом человеком иметь дело или лучше воздержаться. Мы начали разговаривать на разные темы, осторожно "прощупывая" друг друга. Речь зашла о путешествиях - я спросил, какой город, из тех, что пришлось посетить, он считает самым красивым. Он не задумался ни на секунду: "Конечно же, Рио-де-Жанейро". "Мне там побывать не довелось, - заметил я, - но в русской литературе есть персонаж, для которого попасть в Рио было главной мечтой в жизни". "Понимаю, - ответил собеседник, - когда я туда ехал, я тоже купил белые штаны".
Меня этот ответ совершенно поразил, но главное - я понял, что с этим человеком можно иметь дело - хотя бы потому, что он читал те же книжки, что и я. Несмотря на то, что в его стране Остап Бендер далеко не так известен, как у нас, он оказался "в теме". Мне не пришлось устраивать тупейший допрос: "А вы читали?", "А вы знаете?" и т.д. Он просто остроумно отреагировал на реплику, которая вовсе и не предполагалась, как проверочная. (Дальнейшее сотрудничество показало, что я не ошибся в выводах).
Прочитанные книги, увиденные живописные картины, спектакли и кинофильмы, прослушанная музыка - все эти накопленные знания и представления, оставшиеся в памяти - это есть вы, ваша сущность и язык, которым вы общаетесь. Употребляя "умные" термины - это культурный код, с помощью которого люди определяют, кто "свой", а кто "чужой".
Значит ли это, что нужно обязательно слушать классическую музыку? Вовсе нет. Если вам это скучно, неинтересно, то вовсе не нужно устраивать над собой насилие. Сидят же на скамеечке у подъезда пенсионерки, которые бесконечно обмениваются информацией на интересные для них темы: как лучше всего лечить радикулит, к кому в подъезде бегает вызывающего вида блондинка, как низко пала сегодняшняя молодежь и какие замечательные растут внуки. У парней, что во дворе бренчат на гитаре, тоже всегда есть темы для разговоров - кто с кем подрался и что сегодня выпить. И подружки могут часами трещать по телефону о том, какой сегодня последний писк моды, где его купить и какая косметика к нему подойдёт лучше всего. Все они живут полноценной жизнью, много общаются и не испытывают никакого дискомфорта от того, что никогда не слушали классической музыки.
Однако бывают ситуации, когда вы попадаете в другую компанию, где говорят на другие темы. Где могут спорить о том, чью идею позаимствовал Глуховский для сценария "Топей" - Лема или Стругацких, или насколько правомерно "Металлика" использовала на концерте тему из Девятой симфонии Бетховена. Бывает так, что хочется поучаствовать в разговоре этих явно интересных и симпатичных вам ребят - но это просто невозможно, потому что толком даже не понимаешь, о чем они говорят, словно это на другом языке (на самом деле - культурный код не совпадает). Но чувствуешь себя при этом полным идиотом. Можно, конечно, вякнуть что-то типа: "Да уж, знаю, что был такой композитор Бетховен". Но это будет явно не то - только облажаешься. Как минимум, надо хотя бы разок прослушать эту его Девятую симфонию, чтобы понимать, о чем собственно речь.
Вот вам ответ на вопрос "зачем нужно слушать" - чтобы поднять свой культурный код, свой уровень, свой статус, который откроет вам двери в сообщество культурных и образованных людей. И не только слушать, а еще читать, смотреть и посещать.
Но это - вторая причина. А первая - это всё может быть еще и очень интересно. Возможно, вам откроется огромный, удивительный мир культурных шедевров, которые накопила человеческая цивилизация. Что-то вам "не пойдет", а от знакомства с другими вещами вы получите ни с чем не сравнимое наслаждение. И вот тогда вы сможете принять участие в дискуссии о Девятой симфонии на концерте "Металлики": "Невозможно уже слушать эту "Оду к радости" - с тех пор, как её сделали гимном Европы, она звучит по каждому поводу. Уж если Ульрих с компанией хотел нагнетать обстановку, взял бы лучше "Полет валькирий". Да и вообще, Вагнер мне ближе, чем Бетховен. И в этом я полностью совпадаю с Шоу". Компании станет ясно, что по культурному коду вы "свой". И вас обязательно снова пригласят в гости. А то, глядишь, и перспективный контракт предложат.
Успокаивает, и забываешь о плохом.