Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Нужно ли деятелям искусства продвигать себя? Или истинный талант в любом случае заметят?

Искусство и культураИскусство+2
Елена Остроумова
  ·   · 3,1 K
Архитектурный критик  · 14 янв 2022
Какой интересный вопрос, спасибо за него! Он состоит из двух частей, и в каждой используется своя мифологическая конструкция.
UPD: Если ответ покажется вам интересным, то прочитайте и комментарий Вадима Сорокина под ним, который позволил расширить контекст дискуссии.
Я хочу ответить как преподаватель творческого вуза (Архитектурная школа МАРШ), который входит в целый консорциум творческих вузов (Universal University) — не считайте это рекламой, а только обозначением моей точки зрения. Я и мои коллеги постоянно ведем диалог со студентами (которые весьма активно занимают свою позицию) о том, чем отличаются друг от друга и как связаны между собой творчество и профессия. Но сначала о мифах.
Истинный талант
Истинные таланты — это отзвук романтической концепции гения. Творец подобен безумцу. Он не управляет своими способностями, это они управляют им. Плоды гениальности подобны речам сумасшедшего — они непохожи на обычную речь, ошеломляют, поражают неожиданными открытиями и т.д. Гений как бы явился нам из другого мира (вселился в человека) и его нельзя измерить обычной шкалой. Слава и деньги не имеют к нему отношения, хотя могут последовать за гением. (Вот довольно хороший обзор идеи гения на сайте «Литературный портал»).
Ну и в качестве напоминания о духе этой идеи — Каспар Давид Фридрих, «Странник над морем тумана».
Деятели искусства
Вторая концепция — советская.
Кто такие деятели искусства? Искусство как бы существует само по себе. А деятели его делают. Можно сказать, что это напоминает другую конструкцию — «служители», «жрецы» + бог или муза какого-то искусства. Разумеется, это сочеталось с другой концепцией, другой конструкцией — «солдаты Революции» и т.д. В любом случае, здесь художники, писатели и все остальные лишаются субъектности — они принадлежат не себе, а тому, что больше, чем они. Деятели искусства в этом смысле подозрительно напоминают гениев, которые тоже не принадлежат себе! Вообще, в советской теории искусства, я имею в виду ее формирование в 30-е, всегда было очень много от XIX века.
Вот картина Михаила Хмелько «Съезд строителей коммунизма» (1960), на которой среди передовиков производства есть и писатель Шолохов.
Творчество и профессия
Третья часть моего ответа — что же происходит на самом деле?
Во-первых, если мы действительно желаем добра художнику, писателю, архитектору и т.д., то мы, вероятно, должны руководствоваться не исключительными, а общечеловеческими категориями хорошего и плохого. Среди них — успешная социализация, профессиональный рост, «здровье и благополучие» и т.д. Ван Гог был болен, но я лично не могу не пожелать ему быть здоровым — даже ценой исчезновения части его наследия (хотя вряд ли это случилось бы).
Во-вторых, талант на самом деле не является одержимостью, которая откуда-то не из нашего мира охватывает автора. Напротив, талант — это способности, которые развиваются в контексте профессиональной среды. Это техника, которая совершенствуется, это понимание повестки и создание своей собственной.
Блестящее описание этого процесса дал Глеб Симонов: развитие современного творческого человека очень трудно представить себе отдельно от многочисленных сетей и структур, образовательных, финансовых, творческих. Внутри них уже происходит продвижение — хотя кто-то может этим заниматься более или менее интенсивно.
Но профессионал понимает, что собственное развитие — это работа, и ответственность за ее результат несет только он, больше никто. Какие он расставляет приоритеты для себя — это его дело. Впрочем, приориеты отчасти связаны как раз-таки с характером способностей, как и в любой профессии.
Резюме: давайте уважать в творческом человеке его субъектность, право быть тем, кем он считает нужным быть. И одновременно, не надо продолжать поддерживать мифы, они создают не вполне справедливые ожидания у публики, а еще очень вредят молодым людям, которые хотят развиваться в творческой сфере.
1 эксперт согласен
Можно было бы согласиться с Вами, Александр, если бы и Ваш взгляд не был бы точно таким же мифом, как и все... Читать дальше
Лучший
Образование, искусство, философия  · 13 янв 2022
В данном вопросе два аспекта. Первый - это время. Об этом довольно хорошо сказали предыдущие отвечающие. Настоящий талант разворачивается очень постепенно. А уж на его признание обществом и вовсе может не хватить жизни... Читать далее
2 эксперта согласны
В основном - все верно, но уж очень мрачные выводы.) 21 век на дворе, есть интернет. Любой творец может делиться... Читать дальше
Абстрактный художник, автор и руководитель студии...  · 13 янв 2022  ·
yas_seleznev
В наше время перепроизводства символического создать художественное произведение недостаточно, необходимо его преподнести. Работы концептуального характера требуют пояснения напрямую. Произведения в реалистической традиции... Читать далее
Абстрактная живопись и графикаПерейти на t.me/yas_seleznev
2 эксперта согласны
Преподаватель. Интересуюсь изобразительным...  · 15 янв 2022
Более 10 лет назад я начал писать у себя в ЖЖ про художников, которым не повезло, т.е. таких, талант и мастерство которых не соответствуют их известности. Число имён в списке уже давно перевалило за сотню, но это лишь ничтожная... Читать далее
Видимо молодость, начало карьеры связаны с авансом надежд окружающих, да и с энергичностью автора в конце концов. М... Читать дальше
Информационные технологии - искусство и бизнес.  · 16 янв 2022
Вопрос немного странный. А как о художнике, скульпторе или композиторе кто-либо узнает, если он не будет продвигать себя? Если художник, любого уровня гениальности, не будет никому показывать работы, то конечно может... Читать далее
Школа современного рисунка для взрослых и детей...  · 17 янв 2022
Думаю, что да. Если раньше деятель искусства был штучный экземпляр, то сейчас каждый второй считает себя художником, поэтому, музыкантом, певцом и пр. При чём не важно на сколько действительно ты хорош, важно какое окружение... Читать далее
1 эксперт согласен
Мой авторский сайт со стихами и прозой:   · 20 янв 2022  · formuladvijeny.ru
Современным писателям и поэтам продвигать себя и своё творчество необходимо, иначе те мысли и идеи, которыми автор намеревался поделиться с читателями, могут просто утонуть в информационном потоке. Хорошо это или плохо? Сложно... Читать далее
Ну да, кого-то,может, и вдохновит перспектива лет этак через 150 стать лицом памятников и портретов в сборниках... Читать дальше
Высшее техническое образование, бард (вроде...  · 12 янв 2022
Не у каждого деятеля искусства есть возможность продвигать себя. Молодым проще - они на "ты" с гаджетами, соцсетями. У молодых хватает энергии на всё это. Продвигать себя, безусловно, надо... но лучше бы это делали специально... Читать далее
Занимаюсь бизнесом (ERP - система Laim) и...  · 13 янв 2022
Вопрос конечно сложный, так как здесь очень много можно разобрать примеров. Выберу два. Пример первый, - если ты погружен в тему очень глубоко, то ты начинаешь притягивать как магнит всех бездарей, которые хотят тебя... Читать далее
1 эксперт не согласен
Продвижение художников давно выстроено. Это ведение выставочной деятельности и рецензирование. Если гениальный... Читать дальше
собираю информацию о нижнем поволжье  · 16 янв 2022
Талантливый человек он прячется потому что его всё куда-то завут у него нет личной жизни а он хочет просто жить и делать своё любимое дело. А деятелю искуства нужно продвижения потому что у него нет таланта а ему хочется чтобы... Читать далее