Более правильный термин – циркадианные ритмы, а не циркадные, потому что корень этого слова – «диан», что в переводе означает «день». Более простой синонимичный термин – околосуточные ритмы.
В любом живом организме, на каком бы уровне он ни находился, от простейших бактерий до человека, все процессы имеют определенную ритмику. Некоторые процессы имеют околосуточные ритмы, около 24 часов, некоторые больше или меньше. Неживая природа также имеет все процессы, определенные колебания – вращение Солнца, Земли и так далее. У всего есть колебательные процессы. Для человеческого организма важны циркадианные процессы, потому что наш ритм определяется вращением Земли, то есть сутками, которые определяются солнечной освещенностью. Потребность возникновения циркадианных ритмов была связана с адаптацией живой природы к окружающей среде из-за постепенного увеличения кислорода и ультрафиолетовых лучей. Поэтому посуточный ритм – это адаптация к солнечной освещенности, а не к другим факторам. Свет определяет наш ритм. Есть такое понятие – эндогенный, то есть внутренний ритм человека. Как ни странно, этот ритм по продолжительности составляет примерно 24,3 часа, то есть он чуть больше, чем сутки. Но наши биологические часы постоянно подстраиваются под внешние факторы, и таким внешним фактором является Солнце. Кстати, наш внутренний ритм практически в точности соответствует суткам на Марсе, поэтому предположение о том, что жизнь на Земле началась с Марса в этом смысле имеет определенную подпитку.
По циркадианным ритмам вырабатываются гормоны, от них зависит уровень давления, дыхание и многие другие функции организма. Это открытие было сделано уже давно, но Нобелевскую премию за него присудили только сейчас. Это результат многолетних исследований не только этой группы ученых, эти механизмы изучаются по всему миру. Эти механизмы важны, потому что они дают на генетическом и молекулярном уровне понять, как все это происходит. Есть группа генов, которая отвечает за эти ритмы, а одним из главных регуляторов является гормон мелатонин, который раньше неправильно называли гормоном сна, хотя на самом деле это гормон ночи. Это сигнал организму о том, что нет солнечного света. Причем сигнал поступает не только до рецепторов клеток, он поступает до генома, то есть по сути до ДНК. Мелатонин проходит мембрану клетки и ядра и воздействует на геном человека. Поэтому во время сна определенные гены включаются, а другие выключаются. Это очень важно для функционирования организма, но, к сожалению, в современном мире человек все больше и больше подвергает себя этим изменениям. Например, смена графика сна, если человек поздно встает и поздно ложится по выходным, а по будням недосыпает, а также далекие перелеты, после которых циркадианные ритмы резко меняются и происходит рассогласование солнечной освещенности. Все эти факторы только еще больше усугубляют проблемы, связанные не только со сном, но и с долголетием человека.
Это открытие на молекулярном и генетическом уровне показывает, как протекают эти процессы. Оно позволит в будущем вмешиваться в эти механизмы. Если у кого-то имеется генетическая мутация – мы сможем восстанавливать нарушенные процессы и использовать новые лекарственные средства для адаптации к тем условиям, с которыми сталкивается современный человек.
Супер, как до такого додуматься можно было