Все хорошие учебники по сценарному делу говорят более-менее одно и то же, но по-разному. В наиболее сжатом, лаконичном и доступном виде основы профессии изложены в книге "Как работают над сценарием в Южной Калифорнии". Это, наверное, самый полезный труд, написан он преподавателями влиятельной американской киношколы USC, и эти люди своё дело знают: книга, с одной стороны, суховатая, это не развлекательное чтиво, зато вся суть сконцентрирована менее чем в ста страницах (остальной объём занимают практические упражнения в виде разборов фильмов). Всё, что вам нужно, находится там; остальное - это уже факультатив, выход за рамки необходимого.
Блейк Снайдер, "Спасите котика" - более развлекательный формат; это, по сути, то же самое, но для старшего школьного возраста, с шутками и картинками. Тем не менее, чтение довольно приятное: примерно как поговорить о профессии с весёлым человеком. Снайдер приводит интересные примеры, порой даёт советы с неожиданным ракурсом. Такие книги, даже если не сообщают ничего нового, приятно бодрят и заряжают творческой энергией.
Нил Ландау, "Дорожная карта шоураннера" - основательный труд, посвящённый сериалостроению. Ценен большим количеством телевизионной специфики - в частности, серией интервью с создателями топовых сериалов, которые по очереди рассказывают, как устроена эта кухня, в разных главах, посвящённых отдельным стадиям разработки. Ничего, что специфика американская: во-первых, многие хорошие советы в книге универсальны; во-вторых, многое познаётся в сравнении их творческого мира и нашего.
Джозеф Кэмпбелл, "Тысячеликий герой" - это уже продвинутый уровень. Весьма серьёзный труд на рубеже науки, магического реализма и эзотерики - и культовая книга для многих режиссёров и продюсеров, в том числе и у нас в России. Если вдруг в разговоре о сценарии ваш собеседник хватает бумагу и начинает рисовать путь героя в виде круга - знайте, что чтение Кэмпбелла значительно упростит вам в дальнейшем общение с этим человеком.
Ставлю плюс за Нехорошева!
Спасибо)