Достаточно трудно говорить, что такое историческая достоверность. Наверное, нужно говорить о том, насколько он соответствует тем историческим документам, которые сохранились до наших дней. Мы не делали документальное кино – это историческое произведение. По фактам мы старались следовать «Повести временных лет», но иногда отходили от нее – например, сделали временные рамки в фильме плотнее. Гораздо важнее для нас было воссоздать наше собственное эмоциональное ощущение от той эпохи. Это было непростое, яростное время, когда люди жили больше страстями, чем какими-то общественными договоренностями.
Нам хотелось добиться ощущения фактурной правдоподобности. Поэтому мы очень придирчиво относились к деталям. Например, мы специально вручную ткали ткани для одежды героев, чтобы она выглядели аутентично. Доспехи тоже делались вручную. Весь облик наших персонажей соответствует повседневной жизни этих героев – это касается и шлемов, и оружия. Мы использовали различные летописи, научные книги, византийские хроники, читали скандинавские саги. Ходили в музеи, в том числе в Норвегии, где сохранились предметы быта и одежды того времени. Не так много осталось материалов, если честно. Но с нами работали два историка, которые помогали создать правдоподобную картину. А как на самом деле было в истории? Только через сто с лишним лет после событий написана хроника - летопись Нестора. Есть какие-то косвенные документы, но на самом деле это тоже интерпретация истории Нестором. Но еще раз повторю: фактология - это то, что было записано Нестором. При этом мы же делали не научно-популярное кино. Моей целью было сделать хорошее кино, то, что я хотел показать, я показал.
Почему-то именно тема исторической правдоподобности вызвала больше всего вопросов и у критиков, и у зрителей. Я думаю, это связано с тем, что мы слишком романтизируем былинных героев. И вообще о том времени. Эта романтизация берет начало, в первую очередь, в живописной эпохе модерна – Васнецов, Билибин – когда богатырей изображали такими аккуратными красавцами в идеальных кольчугах и сапогах. Видимо, этот образ настолько плотно засел в головах большинства людей, что они решили, что наши предки выглядели именно так. И они не ожидали, что увидят в нашем фильме совсем другую картинку. А на самом деле люди той эпохи выглядели более дико и неопрятно, чем рисовали художники модерна. А мы как раз хотели добиться ощущения жизни и борьбы за жизнь.
В первую очередь меня привлекло даже не время, а герой – Владимир. Его история кажется мне удивительной – как он, не слушая проповедей, не видя чудес, сумел перейти от язычества в христианство. И если сначала это был его политический выбор, насколько сильно он изменился сам, что даже отменил смертную казнь, когда принял христианство. И его прозвище «Красно Солнышко» появилось гораздо позже – значит, что-то в нем серьезно изменилось. И мне было интересно рассмотреть природу его личностных изменений. И главный смысл этой истории для нас, потомков Владимира, в том, что если ты способен что-то изменить в самом себе, то ты можешь изменить и мир вокруг себя. Чащ всего мы живем в рамках и по правилам, но если вдруг находим в себе стержень и опору, то ты можем совершить любой подвиг.
Наше кино радует. Утомленные солнцем, Вий, Дуэлянт и прочая хрень.