Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Насколько Европа, в частности Германия, в действительности зависима от поставок российских энергоносителей?

ЭкономикаРоссия+4
Сергей Золотарёв
  ·   · 7,0 K
физик-теоретик в прошлом, дауншифтер и журналист...  · 20 февр 2018

Вкратце: мало зависит. Физической зависимости нет, нехватки на глобальных рынках - тоже. Поэтому выбор поставщика определяется ценой, во-первых, и политической волей руководства ЕС к диверсификации поставок и демонополизации рынка энергоносителей, во-вторых.

Несколько более развернуто…

Снабжение Европы нефтью вообще никогда не было критически привязано к трубопроводам и, в частности, к трубопроводам из СССР/РФ. Основным источником (и альтернативой при перебоях) всегда были морские перевозки нефтеналивными судами (танкерами). Таким образам, зависимость была лишь от глобального рынка нефти в целом, где СССР/РФ не играли доминирующей роли. А сейчас нет критической зависимости и от арабских стран. Есть большие резервы, а любое искусственное ограничение добычи вызовет - через рост цены - соразмерный скачок добычи сланцевой нефти. В отличие от традиционной нефтедобычи, сланец имеет полный инвестиционный цикл в несколько лет и полностью демонополизирован. Поэтому он оперативно реагирует на изменение уровня цен, стабилизируя его в среднесрочной перспективе (с лагом в 1-2 года, максимум) в районе "себестоимость сланцевой нефтедобычи + умеренная прибыль" и физически замещая любое серьезное снижение традиционной нефтедобычи.

Отстствие критической зависимости не следует понимать как полную независимость. Конечно, внезапное прекращение поставок любого из крупных поставщиков (например, РФ) вызовет временные проблемы и влетит в копеечку. Но замена найдется, а память о ненадежности поставщика останется надолго и будет сказываться на готовности заключать с ним долгосрочные соглашения о поставках.

Что касается поставок газа, то в этой области ситуация была иной. Европа и СССР/РФ критически зависили друг от друга, будучи безальтернативно привязаны к одним и тем же газопроводам. А в Восточной Европе (кроме Румынии) Газпром часто фигурировал в роли монополиста и использовал это, как любой монополист, для извлечения дополнительной прибыли и продавливания других своих интересов.

ЕС был уязвим и в плане защиты от внезапного сокращения/прекращения поставок Газпрома (далее - ГП). Когда резко снизились поставки в зимний период (еще задолго до Евромайдана) "обнаружилось", что Германия позаботилась создать себе стратегический резерв газа в размере месячного потребления, а у Венгрии, например, резервов нет, да и поставщик - только ГП (у ФРГ были и другие поставщики, например - Норвегия). И даже для поставок газа из немецких хранилищ пришлось срочно дооборудовать трубопроводы под реверс (то есть, физически обеспечить возможность качать газ с Запада на Восток вместо привычного Восток-Запад). Из этого происшествия были сделаны политические выводы и приняты реальные меры:

  • ЕС в целом взял курс на диверсификацию поставок газа. Помимо строящихся или планируемых трубопроводов для нероссийского газа, которые ничего критично не меняюти пока еще не достроены, УЖЕ построены терминалы для приема сжиженного природного газа (далее - СПГ). Сейчас эти терминалы работают на четверть мощности, а их свободных резервов достаточно, чтобы заместить ГП почти полностью.
  • Каждая страна ЕС обязана создать и поддерживать месячный запас своего годового потребления газа. ФРГ, уже имевшая такой запас, приняла на национальном уровне решение о трехмесячном запасе.
  • Также технически обеспечена возможность поставок газа из одних регионов ЕС в другие.
  • Приняты меры по демонополизации газового рынка ЕС и развитию общеевропейского рынка газа с допуском на него внешних игроков (например, Украины).

Изменения общеевропейского законодательства в области энергоносителей, решительные меры Еврокомиссии по его практической реализации и решения европейских судов различного уровня (в рамках новых законов) сломали структуру драконовских условий ГП (все эти "бери или плати", запрет перепродажи газа в третьи страны и пр.). Во многих случаях (не во всех) суды сочли недействительной использованные в долгосрочных контрактах формулы расчета цен, привязанные к цене нефти и ведущие на ставшем свободном рынке к резко завышенной контрактной цене по сравнению со спотовой (биржевой).

Реакция ГП:

  • Капитуляция в правовом поле. В Западной Европе - еще в 2012-2013 (СМИ то и дело писали, сколько миллиардов ГП вернул какому-нибудь немецкому концерну или на сколько снизил цену долгосрочных поставок: часто даже не дожидаясь суда), в Восточной - только в 2017.
  • Демпинг с целью удержания или увеличения доли рынка. Например, в прошлом или позапрошлом году (уже не помню) одно и то же количество кубометров газа от ГП в рамках долгосрочных поставок можно было в Балтии получить по 180 евро, норвежского трубопроводного - по 240, СПГ - по 241 (или, наоборот, 241 и 240, не помню уже). Разницей тепловорной способности (порядка 10% и менее, ибо в газе ГП чуть меньше метана и больше инертных газов) такой перепад цен не объяснить.

Деваться ГП с рынка ЕС некуда. Он и так поставляет намного меньше, чем мог бы и готов добывать. И привязан к трубопроводам в Европу. С РФ в целом картина похожая, хотя и не идентичная

  • СПГ Сахалина - это только сахалинский газ, который шел и будет идти почти исключительно в соседнюю Азию. 
  • Хваленый СПГ из Ямала - это Новатэк, а не ГП, во-первых. И коммерчески-неоправданный проект, во-вторых. Новатэк рассчитыаает на прибыль только благодаря бюджетным инвестициям в необходимую инфраструктуру (например, строительство ледоколов за госсчет) и налоговым льготам. 
  • Силу Сибири никак не достроят и, к тому же, при нынешнем уровне цен она будет планово-убыточна.
  • Турецкий поток ничего не меняет в плане объемов поставок газа в ЕС: существующие трубопроводные мощности уже сейчас избыточны. 

Среднесрочные перспективы поставок ГП в Европу - мрачные. Сам ГП уже ожидает примерно двукратного сокращения к 2025 году. Одна из основных причин (вероятно, главная) - большие свободные мощности европейских терминалов СПГ и ожидаемый массированный выход американского сланцевого газа на мировой рынок СПГ. По объему новые американские экспортные мощности, запланированные на ввод в 2018-2019 более-менее равны всем поставкам ГП в ЕС. Сами американские терминалы строятся на Восточном побережье (ближе к источникам газа) и возить из них дешевле в Европу, чем через Панамский канал в Азию. (Впрочем, газ на азиатском рынке традиционно дороже, чем на европейском; а на американском - дешевле европейского.) В 2020 и далее появятся дополнительные мощности (часть реально строится уже сейчас).

Словом, либо ГП потеряет заметную долю газового рынка ЕС (как сам уже предсказывает), либо цены заметно снизит, либо и то и другое одновременно. Российский СПГ на глобальном рынке тоже почувствует усилившуюся конкуренцию и, в отличие от трубопроводного, не имеет особых резервов для демпинга. Кроме США собирается резко увеличить экспорт СПГ, например, Австралия (географически ориентирована на Азию). Катар - главный глобальный поставщик СПГ - отказался от политики замораживания уровня газодобычи и тоже собирается резко увеличить экспорт своего СПГ (по стоимости доставки ориентирован и на Европу и на Азию примерно в равной мере). 

Конкретные цифры и пруфы - из  Газпром в Европе: его место и перспективы

  • Данные о потреблении газа в ЕС по годам (в миллиардах кубометров)

Erdgasverbrauch in der Europäischen Union in den Jahren von 1980 bis 2016 (in Milliarden Kubikmeter)

de.statista.com/statistik/daten/studie/41065/umfrage/europaeische-union---erdgasverbrauch-in-milliarden-kubikmeter/

1982 — 260,4 период роста

1981 — 267,1

1980 — 269,6

1983 — 269,8

1984 — 282,8

1985 — 297,7

1986 — 302

1988 — 312,2

1987 — 316,8

1989 — 322

1990 — 328,3

1992 — 332,1

1991 — 340

1992 — 332,1

1993 — 346,6

1994 — 347,3

1995 — 374

1996 — 411,4

1997 — 404,7

1998 — 417,1

1999 — 431,2

2000 — 442,6

2001 — 454,1

2002 — 455,4

2003 — 474,9

2004 — 487,8

2005 — 499,5 конец роста, стагнация

2006 — 490,1

2007 — 483

2008 — 494,9

2009 — 462,8

2010 — 497,9

2011 — 449,7 конец стагнации, начало спада

2012 — 438,6

2013 — 431,2

2014 — 383 конец спада и переход то ли к росту, то ли к стагнации

2015 — 399,1

2016 — 428,8

.

  • А вот как выглядит доля поставок из РФ на европейский угольный рынок (верхняя табличка), рынки нефти (средняя) и газа (нижняя) за период 2004-2014 год.

.

  • Вот последствия слома диктата ГП в Западной Европе к 2012-2013 году:

Одновременно (до этого в статье была речь о повышении спроса из-за улучшения экономической коньюктуры и т. п.) концерн предоставил европейским клиентам, таким как немецкому энергетическому гиганту E.on ПОД ИХ ДАВЛЕНИЕМ скидки.

Оригинал:
Gleichzeitig räumte der Konzern europäischen Kunden wie dem deutschen Energieriesen E.on auf deren Druck hin Rabatte ein
www.welt.de/wirtschaft/energie/article123400869/Russland-liefert-so-viel-Gas-wie-nie-nach-Europa.html

.

  • Вот последствия слома диктата ГП в Восточной Европе к 2017 году.

Под угрозой многомиллиардных штрафов со стороны ЕС, ГП пообещал Еврокомиссии (в Западной всего этого уже давно нет, в Восточной - оставалось): 

  1. отменить запрет перепродажи поставленного газа — в том числе в другие страны
  2. отказаться от требований «своей доли» в доходе от перепродажи
  3. отказаться от запрета пересмотра долгосрочных цен при снижении спотовых цен (цен на бирже)
  4. отказаться от требований компенсаций от Болгарии за нестроительство «Южного Потока»

Пруф (без перевода):

Die EU-Kommission will ihr vor zwei Jahren gegen Gazprom eröffnetes Kartellverfahren nach Zusagen des russischen Staatskonzerns einstellen. Foto: Virginia Mayo

Brüssel (dpa) — Im Kartellverfahren gegen Gazprom wegen Abschottung osteuropäischer Märkte setzt die EU-Kommission auf eine Einigung mit dem russischen Staatskonzern.

Das Unternehmen habe weitreichende Zusagen gemacht, die wettbewerbsrechtliche Bedenken ausräumten und günstigere Preise sicherten, sagte Wettbewerbskommissarin Margrethe Vestager. Bis Mai haben Betroffene aber noch Gelegenheit, Einwände zu erheben.

Es geht um die beherrschende Stellung von Gazprom als Lieferant für die drei Baltenstaaten sowie Polen, Tschechien, die Slowakei, Ungarn und Bulgarien. Die EU-Kommission hatte im April 2015 in einer Beschwerde erklärt, Gazprom verstoße mit seiner Gesamtstrategie zur Abschottung dieser Gasmärkte gegen EU-Kartellvorschriften. Der russische Konzern musste mit einer Milliardenstrafe rechnen.

Doch betonte Vestager: «Wir sind davon überzeugt, dass die Verpflichtungszusagen von Gazprom die uneingeschränkte Lieferung von Gas in Mittel- und Osteuropa zu wettbewerbsbestimmten Preisen ermöglichen. Durch die Angebote von Gazprom werden unsere wettbewerbsrechtlichen Bedenken ausgeräumt.» Konkret hofft die Brüsseler Behörde auf mehr Wettbewerb und niedrigere Preise für Bürger und Unternehmen.

So sagte Gazprom den Angaben zufolge zu, vertragliche Hindernisse für den freien Gashandel zwischen den betroffenen Staaten auszuräumen. Dabei geht es etwa um Klauseln, dass die Bezieher das russische Gas nicht weiter verkaufen dürfen oder einen Teil des Gewinns aus dem Wiederverkauf an Gazprom abführen müssen. Solche Bestimmungen sollen getilgt werden.

Zweiter Punkt: Habe Gazprom bisher «durch territoriale Beschränkungen» in Bulgarien, Estland, Lettland, Litauen und Polen systematisch überhöhte Preise verlangen können, verpflichte sich das Unternehmen nun zu wesentlichen Änderungen. Damit entstünden wettbewerbsbestimmte Preise. Denn Gazprom akzeptiere am Wettbewerb orientierte sogenannte Benchmarks und Preisrevisionsklauseln. Die Abnehmer können also im Zweifel ihre Preise nachverhandeln.

Darüber hinaus hat Gazprom nach Angaben der Kommission zugesagt, von Bulgarien keinen Schadenersatz wegen der Einstellung des South-Stream-Pipelineprojekts zu fordern.

www.wz.de/home/wirtschaft/eu-kommission-setzt-auf-zusagen-von-gazprom-1.2396272

.

  • Техническая независимость ЕС

ЕС УЖЕ создал инфраструктуру, позволяющую отвязаться от всех труб ГП. 

Уже имеюшиеся терминалы по приему сжиженного газа способны обеспечить 43% текущей потребности ЕС. Реально обеспечивают около 10%. ГП обеспечивает 39% (вероятно речь о «рекордном» 2016 г.). Считаем 43%-10%=33% можно ДОПОЛНИТЕЛЬНО получить по морю, если ГП «отключит газ». 

Пруфы по цифрам (без перевода):

Die EU ist der weltweit größte Importeur von Erdgas und hat in den letzten Jahren LNG-Terminals mit großen Importkapazitäten aufgebaut. Momentan reichen diese laut Berechnungen der Kommission aus, um 43 Prozent des aktuellen Gasbedarfs zu decken.
www.karlsruhe.ihk.de/innovation/umwelt/AktuellesUmwelt/Strategie-fuer-Fluessigerdgas--LNG--und-die-Speicherung-von-Gas/3182564

Weniger als die Hälfte des Gasbedarfs der EU wird derzeit durch die heimische Förderung gedeckt. Der Rest wird eingeführt, hauptsächlich aus Norwegen (30 %), Russland (39 %) und Algerien (13 %). In den letzten Jahren machte LNG rund 10 % der Einfuhren aus, wovon der größte Teil aus Katar, Algerien und Nigeria stammt.
europa.eu/rapid/press-release_MEMO-16-310_de.htm

.

  • Вот данные о терминалах США...

США сейчас полностью обеспечены газом — им больше не надо. Но газ — побочный продукт сланцевой нефти. Увеличив добычу нефти, автоматически увеличишь и добычу газа. А куда его девать?

Ответ получился такой. В феврале 2016 построен первый терминал СПГ. В ближайшие два года его мощность увеличат до 42 млрд кубометров. Строят еще пять — на 73 млрд. Сроки ввода — 2018-2019. Еще 4 разрешено строить, но бог с ними — это будет позже. 

ВСЕ терминалы строят на Восточном побережье. То есть, рассчитывают на Европу, а не на Китай и его соседей. При нужде можно будет через Панамский канал и в Азию возить, но транспортировка будет дороже. Цена американских поставок будет привязана к американской спотовой цене, которая сейчас намного ниже европейской. 

Считаем 42+73=115 млрд кубометров. Поставки ГП «в дальнее зарубежье» в 2016 … — 170 млрд кубометров. Вот в 2019-2020 и посмотрим, чей газ будет покупать ЕС, в каком количестве и по какой цене. 

Пруф для чисел и фактов о США (без перевода):

Die USA begannen erst im Februar 2016 mit dem LNG-Export. Damals nahm das LNG-Terminal des US-Konzerns Cheniere Energy in Sabine Pass den Betrieb auf. Bis in zwei Jahren soll dieses Terminal am Golf von Mexiko ausgebaut werden – auf eine Kapazität von 42 Milliarden Kubikmetern.

Außerdem sind fünf weitere Terminals im Bau mit einer Kapazität von weiteren 73 Milliarden Kubikmetern. Diese sollen ebenfalls in den Jahren 2018 und 2019 fertig sein. Für vier weitere Terminals liegen schließlich Baugenehmigungen vor. Damit würden die USA zum drittgrößten LNG-Exporteur der Welt aufsteigen – mit einem Marktanteil von 14 Prozent, nach Australien mit 22 Prozent und Katar mit 20 Prozent.

Alle diese Terminals haben zudem etwas gemeinsam: Sie liegen an der US-Ostküste. Energieminister Rick Perry sagt denn auch deutlich, wen er als Kunden für das Gas sieht: «Eine zunehmende Zahl an LNG-Lieferungen wird erwartungsgemäß nach Europa verkauft, wenn mehr Terminals entlang der Ostküste die Produktion aufnehmen.»

Der Transport von LNG ist relativ teuer, da Spezialschiffe erforderlich sind, auf denen das Gas permanent auf minus 162 Grad gekühlt wird. Dank der Erweiterung des Panamakanals sind auch LNG-Transporte von der US-Ostküste nach Asien möglich. Kürzer und billiger bleibt aber der Weg über den Atlantik.

US-Gaspreise sind flexibel

Um Marktanteile im eigentlich gesättigten Gasmarkt zu erobern, setzen US-Exporteure auf Flexibilität und den Preis. Statt langjährige Lieferverträge abzuschließen, verkaufen sie ihr Produkt oft auf dem Spotmarkt. Cheniere bietet außerdem Verträge an, in denen der Endpreis an den Preis gekoppelt ist, der auf Amerikas Gasumschlagsplatz Henry Hub in Louisiana gerade gilt. Und der liegt meist deutlich unter dem Gaspreis in Europa oder Asien.

Das wird wohl auch so bleiben, denn in den USA ist Gas oft ein Beiprodukt der Ölförderung. Duane Kokinda vom US-Pipelinekonzern Kinder Morgan sagt: "Ölfirmen wollen das Gas so schnell wie möglich loswerden, damit sie mehr Öl fördern können." Für die Ölfirmen ist das Gas also nur ein Zubrot und der Preis nicht entscheidend.

www.klimaretter.info/wirtschaft/hintergrund/23442-usa-kurz-vor-exportboom-bei-fluessiggas

.

  • А вот что вещает немецкая редакция «Спутника»:
    1. ГП придется конкурировать не только с американским СПГ. Помимо российских Северного Потока - 2 (55 млрд кубов 2019, если разрешат) и двух ниток Турецкого Потока (33 млрд кубов 2019, если построят) сейчас строятся ТАНАП (16 млрд кубов 2018) и его продолжение ТАП (10 млрд кубов). Ну и т. д.
    2. Польша рассматривает «Балтийскую линию» (это еще одна труба) с норвежским газом как альтернативу русскому. И т. д.
    3. В 2025 сам ГП предсказывает самому себе аж 60 млрд кубов импорта в Европу. В 2013, например, было 113.
    4. Некий Маринченко из Фитч Рейтинг клевещет, что у ГП почти нет рычагов влияния на покупателей при продлении или заключении новых договоров. 

Пруф:

Gazprom wird nicht nur mit US-Flüssiggas im Wettbewerb stehen. Neben Nord Stream 2 (55 Milliarden Kubikmeter 2019) und zwei Strängen von Turkish Stream (33 Milliarden Kubikmeter 2019) wird derzeit auch die TANAP-Pipeline (16 Milliarden Kubikmeter 2018) und ihre Fortsetzung TAP (zehn Milliarden Kubikmeter) gebaut, es wird außerdem ein TAP-Abzweig diskutiert. 2023 soll die Tanap-Kapazität auf 23 Milliarden Kubikmeter steigen. Ressourcenbasis soll das aserbaidschanische Vorkommen Schah-Denis sein.

Polen betrachtet die Baltic Pipe mit norwegischem Gas als Alternative für das russische Gas. Die Pipeline kann bereits 2022 in Betrieb genommen werden. 2023 soll die Kapazität der neu gebauten Gaspipelines in Europa bei 120 Milliarden Kubikmeter liegen.

Gazprom hat im Laufe des Jahres nach eigenen Angaben seine Prognose für den europäischen Import fast um 50 Prozent gesenkt – zum Jahr 2025 auf rund 60 Milliarden Kubikmeter, 2015 waren es 113 Milliarden Kubikmeter.

Wie Dmitri Marintschenko von Fitch Ratings betonte, hat Gazprom fast keine Einflusshebel auf die Käufer bei der Verlängerung bzw.

de.sputniknews.com/zeitungen/20170822317122081-gazprom-kampf-um-europa/

Спасибо за обстоятельный и трудоёмкий ответ

программист, предприниматель  · 20 февр 2018
Ну вот раз про Германию спросили, то ее в пример и возьмем. Вот структура энергетики Германии за 2015 год (более свежие данные тоже легко находятся, но не в таком красивом виде и не сильно отличаются). Как мы видим, газ... Читать далее

Спасибо, не знал о такой возможности) Так лучше видно?