Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

На какие средства жили поэты Серебряного века?

Искусство и культура+6
Andrew Platov
  ·   · 14,9 K
Учитель литературы. Редактор журналов "Дошкільне...  · 9 апр 2016

О непростом положении поэтов после революции сказали уже не раз. Добавлю лишь любопытный отрывок из книги Ирины Одоевцевой "На берегах Невы".

"Роза была одной из привлекательных достопримечательностей «Всемирной Литературы». Она, с разрешения Горького и Тихонова, устроила в зале около лестницы, «направо от входа, насупротив кассы» подобие продовольственной лавочки и отпускала писателям за наличные, а чаще в кредит, сахар, масло, патоку, сало и прочие советские лакомства. Толстая, старая, похожая на усатую жабу, она безбожно обвешивала и обсчитывала, но зато никого не торопила с уплатой долга. Никого, кроме Мандельштама. При виде его она начинала гудеть густым грохочущим басом — Господин Мандельштам, отдайте мне мои деньги! Не то пожалеете! Я приму меры… Но Мандельштам уже несся по лестнице, спасаясь от ее угроз. А она, оборвав их на полуслове, как ни в чем не бывало сладко улыбалась Кузмину.

— Какую я вам коврижку достала, Михаил Алексеевич! Медовую. Пальчики оближете. Никому другому не уступлю. Вам одному. Себе в убыток. Верьте.

Эта Роза была одарена не только коммерческими способностями, но и умна и дальновидна. Она умела извлекать из своего привилегированного положения «всемирной маркитантки» всяческие выгоды. Так она завела альбом в черном кожаном переплете, куда заставляла всех своих клиентов-писателей написать ей «какой-нибудь хорошенький стишок на память». И все со смехом соглашались и превозносили Розу в стихах и в прозе. Роза благодарила и любезно объясняла:

— Ох, даже и подумать страшно, сколько мой альбом будет стоить, когда вы все, с позволения сказать, перемрете. Я его завещаю своему внуку.

Альбом этот, если он сохранился, действительно представляет собой большую ценность. Кого в нем только нет. И Сологуб, и Блок, и Гумилев, и Кузмин, и Ремизов, и Замятин. Возможно, что благодаря ему создастся целая легенда о прекрасной Розе. И будущие литературоведы будут гадать, кто же была эта восхитительная красавица, воспетая столькими поэтами и прозаиками.

…На что нам былая свобода?

На что нам Берлин и Париж,

Когда ты направо от входа

Насупротив кассы сидишь?..

патетически спрашивал ее поэт Зоргенфрей.

Роза принимала восторги и мадригалы, как должное. Все же «стишок» Георгия Иванова тронул ее до слез:

Печален мир. Все суета и проза,

Лишь женщины нас тешут, да цветы,

Но двух чудес соединенье ты.

Ты — женщина. Ты — Роза.

Узнав, что Мандельштам, ее новый клиент, уже успевший набрать у нее в кредит и сахар, и варенье, — «поэт стоющий», она протянула и ему свой альбом. И, должно быть, чтобы возбудить в нем благодарность и вдохновение, напоминала ему кокетливо:

— Вы мне, господин Мандельштам, одиннадцать тысяч уже должны. Мне грустно, а я вас не тороплю. Напишите хорошенький стишок, пожалуйста.

Мандельштам, решительно обмакнув перо в чернильницу, не задумываясь написал:

Если грустишь, что тебе задолжал я одиннадцатъ тысяч,

Помни, что двадцать одну мог тебе задолжать я.

И подписался с несвойственным ему дерзко-улетающим росчерком.

Роза, надев очки, с улыбкой нагнулась над альбомом, разбирая «хорошенький стишок», но вдруг побагровела, и грудь ее стала биться как волны о берег, о прилавок, заставляя звенеть банки и подпрыгивать свертки. Она дрожащей рукой, вырвала «гнусную страницу» и, скомкав, бросила ее в лицо Мандельштама с криком:

— Отдайте мне мои деньги! Сейчас же, слышите, отдайте!

С того дня она и начала преследовать его.

Одиннадцать тысяч в те времена была довольно ничтожная сумма. Ее легко можно было выплатить хотя бы по частям. Тогда Роза не только оставила бы Мандельштама в покое, но и — по всей вероятности — возобновила ему кредит. Я сказала ему об этом. Он посмотрел на меня с таким видом, будто я предлагаю ему что-то чудовищное.

— Чтобы я отдавал долги? Нет, вы это серьезно? Вы значит ничего, ровно ничего не понимаете, — с возмущением и обидой повторил он. — Чтобы я платил долги?"

Поэт, переводчик, литературный критик  · 2 апр 2016  · trepang.livejournal.com
За неимением нынешнего разнообразия медиа литературные журналы тогда были популярным чтением, и некоторые из них платили хорошие гонорары. Книги продавались лучше, чем сейчас. Обычной практикой было зарабатывать переводами... Читать далее
Поэтами серебряного века не становились люди без доходов или  обеспеченных родственников. Доходы от публикаций стихов были не слишком велики и регулярны, тем более, что часто издавались за свой счет, но творческие вечера... Читать далее

Есенин и Клюев смотрят на этот ответ как-то странно.

окончила Литературный институт (поэзия, детская ли...  · 6 апр 2016
У имажинистов была "Книжная лавка" и кафе "Стойло Пегаса", продавали свои книги, выступали. Например, известен случай, когда выбирали так называемого "Короля поэтов", победителю давали титул, а между вторым и третьим местом... Читать далее
Студент-биохимик в Seneca college. Пишу прозу.  · 2 апр 2016

На деньги с продажи своих книг, с гастролей и концертов. Плюс, у некоторых были сторонние бизнесы – где-то читал, что футуристы имели гешефт с одного бара. Так что, всё было прозрачно и достаточно

Литература, поэзия,особенно Серебряный век...  · 6 июл 2021
Некоторые поэты Серебрянного века имели наследства, например: имения и не одну, другие занимались переводами. Многие из них были детьми дворян, Блок жил на средства родителей, да и жена была дочерью Менделеева. Я думаю жили все... Читать далее