Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

На какие средства жили поэты Серебряного века?

Искусство и культура+6
Andrew Platov
  ·   · 14,9 K
Поэт, переводчик, литературный критик  · 2 апр 2016  · trepang.livejournal.com

За неимением нынешнего разнообразия медиа литературные журналы тогда были популярным чтением, и некоторые из них платили хорошие гонорары. Книги продавались лучше, чем сейчас. Обычной практикой было зарабатывать переводами. Самые массово популярные авторы, такие как Игорь Северянин (и, в другом ключе и другой степени, Федор Сологуб или Валерий Брюсов), могли рассчитывать на хорошие гонорары за выступления: у Сологуба даже был импресарио, оказывавший аналогичные услуги и другим популярным поэтам, — Федор Долидзе. Кстати, если почитать письма Сологуба, видно, как он, человек, в общем, небедный (один «Мелкий бес» при его жизни выходил раз двадцать), рачительно подсчитывает каждую копейку и за эти копейки воюет с недоплатившими. 

После революции, когда вся эта система заработка была почти в одночасье сломана, многих выручали лекции и опять-таки переводы; не одного писателя и поэта спасла от голода работа в организованном Горьким издательстве «Всемирная литература», которое поставило перед собой амбициозную задачу заново перевести едва ли не всю мировую классику. Ну а «принявшие революцию», например — и в первую очередь — Маяковский, включились в идеологическую работу, написание агитационных стихотворений, пьес; больших денег это в конце 1919-х и начале 1920-х не приносило (как не приносило их ничего, кроме нэпманских спекуляций и попросту криминала), но к концу десятилетия обеспечивало избранным поэтам-идеологам приличный заработок (правда, тогда уже и кончилось то, что принято называть серебряным веком). 

Наконец, некоторые, как, например, Мережковские, Брюсов, Волошин, были домовладельцами и имели капиталы и активы, не связанные с литературным трудом (у Мережковского и Гиппиус, например, была квартира в Париже, куда они после революции благополучно и уехали). 

Ну и, конечно, были люди, никак в эти финансовые схемы не вписавшиеся и мыкавшие горькую нужду, — как правило, те, чьи тексты и жизнетворчество были эксцентричнее, так сказать, мейнстрима: Велимир Хлебников, Константин Олимпов. Поэт Александр Тиняков, чьи стихи до сих пор считаются образцом поэтического цинизма, вообще в середине 1920-х сделался профессиональным нищим и, говорят, имел неплохой доход.

Поэтами серебряного века не становились люди без доходов или  обеспеченных родственников. Доходы от публикаций стихов были не слишком велики и регулярны, тем более, что часто издавались за свой счет, но творческие вечера... Читать далее

Есенин и Клюев смотрят на этот ответ как-то странно.

Учитель литературы. Редактор журналов "Дошкільне...  · 9 апр 2016
О непростом положении поэтов после революции сказали уже не раз. Добавлю лишь любопытный отрывок из книги Ирины Одоевцевой "На берегах Невы". "Роза была одной из привлекательных достопримечательностей «Всемирной Литературы»... Читать далее
окончила Литературный институт (поэзия, детская ли...  · 6 апр 2016
У имажинистов была "Книжная лавка" и кафе "Стойло Пегаса", продавали свои книги, выступали. Например, известен случай, когда выбирали так называемого "Короля поэтов", победителю давали титул, а между вторым и третьим местом... Читать далее
Студент-биохимик в Seneca college. Пишу прозу.  · 2 апр 2016

На деньги с продажи своих книг, с гастролей и концертов. Плюс, у некоторых были сторонние бизнесы – где-то читал, что футуристы имели гешефт с одного бара. Так что, всё было прозрачно и достаточно

Литература, поэзия,особенно Серебряный век...  · 6 июл 2021
Некоторые поэты Серебрянного века имели наследства, например: имения и не одну, другие занимались переводами. Многие из них были детьми дворян, Блок жил на средства родителей, да и жена была дочерью Менделеева. Я думаю жили все... Читать далее