Автор вопроса исходит из ложного посыла, что европейцы хотели строить мультикультурное общество.На самом деле всё было не так: как выразился швейцарский писатель Макс Фриш, "нам нужны были рабочие, а приехали люди". В конце 1950-х - начале 1960-х развитые европейские страны испытывали недостаток рабочей силы, в первую очередь низкоквалифицированной, т.к. местные жители с ростом доходов и получением образования уже не желали заниматься тяжёлым ручным трудом. Поэтому было решено привлекать гастарбайтеров: сначала из стран Южной Европы, которые тогда были существенно беднее Северной (сейчас эти различия сохраняются, но контасты уже намного слабее), потом из бывших колоний, стран Африки и Ближнего Востока (кстати, в 80-е аналогичные процессы стали происходить на другой стороне Железного занавеса: такие богатые, по меркам соцлагеря, страны, как ГДР, Чехословакия или Венгрия стали вербовать рабочих во Вьетнаме, Анголе, Мозамбике, Кубе, часть которых осталась после 1989 года - поэтому до сих пор в Берлине, Праге и Будапеште не является редкостью вьетнамский магазин или ресторан).
Естественно, что ехала в основном молодёжь из бедных сельских районов, зачастую плохо образованная, не знающая языка и культуры принимающей страны. Поскольку гастарбайтеры рассматривались как временные, а не постоянные жители страны, государство не было особо заинтересовано в том, чтобы их интегрировать. Скажем, как пишет Spiegel, в Германии, где опыт интеграции турок рассматривается самими политиками как неудачный, в школах турецких детей учили турецкому в расчёте на то, что он им пригодится по возвращении на историческую родину. Официально идея, что гастарбайтеров надо как-то уговорить вернуться, сохранялась в германской политической элите до конца 1990-х. Вкупе с неизбежными предрассудками коренных жителей и дискриминацией это вело к изоляции сообщества.
В тех странах, где путь мультикультурализма был выбран сознательно - например, в Австралии и Канаде - изначально была сделана ставка на привлечение квалифицированных иммигрантов, знающих язык принимающей страны, и там трения на миграционной почве минимальны. Другой полюс - страны Персидского залива, где барьер между гражданами и иммигрантами фактически непроницаем, и иностранные рабочие остаются в стране только до тех пор, пока работают, а в случае потери рабочего места или выхода на пенсию обязаны покинуть страну (вроде бы есть некоторые лазейки, например, для крупных инвесторов в недвижимость, но в любом случае это не массовый вариант). Это политика привлечения гастарбайтеров, доведённая до логического конца (и я не уверен, что европейские страны, с их отношением к правам человека, смогли бы её проводить). Промежуточные варианты, как показывает практика, оказываются менее успешны.
Вопрос автору: провалилась ли идея мультикультурализма в России и если нет, то чему можно поучиться остальному миру у оной? Как пример, сосуществование разных групп мигрантов и иммигрантов в Москве
Мне считать это ответом по типу "вопросом на вопрос"? Извините, не настроен на такие игры.